kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Путешествие Варандея в Каменец-Подольский. Часть 5. Старый город (юг).



Среди множества повествований туристов о своих поездках в Каменец самым подробным и интересным я считаю отчёт путешественника и блогера Ильи Буяновского varandej. Автор осмотрел и запечатлел на фотографиях практически все городские достопримечательности и памятники архитектуры и подробно описывает их в своём рассказе.

В тексте у автора имеются некоторые ошибки и неточности, которые он невольно перенёс из туристических изданий. Ни в коей мере не умаляя заслуги и знания путешественника, я позволю себе вносить по мере повествования необходимые уточнения, выделяя их "жирным" шрифтом. Основной текст и фотоснимки принадлежат автору.

Маршруты Варандея можно смело рекомендовать для экскурсий по Старому городу.


Продолжаем прогулку по Старому городу Каменца-Подольского. в прошлой части мы осмотрели главную улицу и районы правее неё, если заходить по Новоплановскому мосту — Польский рынок, Русский рынок, цепочку храмов вдоль западного фасада. Теперь же, вновь мысленно войдя в город по Новоплановскому мосту, пойдем налево — по улице Русской (по Зарванской и Пятницкой), мимо Доминиканского монастыря, к Армянскому рынку, близ которого Русский магистрат и Армянский квартал. Эта часть старого города более глухая и более ветхая - и потому еще более харизматичная.

Как и в прошлой части, начнем с Новоплановского моста. На заднем плане - колокольня Кафедрального собора и строящаяся гостиница, местный родственник "Охта-Центра". А параллельно восточному краю каньона, от Баториевой башни (с Русским рынком) через Троицкую площадь проходит Зарванская улица, по которой мы и пойдем:


Некоторые пейзажи заставляют вспомнить, что Каменец-Подольский был в составе Российской империи. Будто и не Смотричский каньон на заднем плане, а берег Волги или Дона:



Здесь же вклинилась сталинка-школа, то ли довоенная, то ли ободранная (от обилия чужой архитектуры глаз несколько притупился). Несмотря на высокую этажность, расположена она ниже по склону, и поэтому не так выделяется в пейзаже, как гостиница:



На одной из параллельных улиц (кажется, это улица Долгая) - миниатюрное административное здание (не помню, что именно):

Это Троицкая улица.



А эти вот домики - дальняя часть Польского рынка, за зеленым забором — Польская ратуша. Возраст их, как и везде в городе, с трудом поддается датировке: официально здесь несколько десятков зданий имеют в своей основе постройки 14-17 веков, но перестраивались и восстанавливались они столько раз, что визуально средневековых зданий тут не больше, чем палат в старинных русских городах. Однако чувство, что Средневековье рядом, в Старом Каменце не покидает - и вскоре перестаешь даже пытаться определить возраст дома.



Между Польским и Армянским рынками, на высшей точке города, возвышается Доминиканский собор с самой высокой и мощной колокольней. Монастырь основан в 1372 году, а собор в камне построен в начале 16 века на средства одного из Потоцких - вообще, Потоцкие в 16-18 веках были покровителями доминиканцев, на их же средства выстроен аналогичный монастырь во Львове.



При Османском господстве собор был переделан в мечеть, от которой внутри сохранился михраб (кафедра). Костёл с михрабом (это минбар – аналог христианского амвона) — не столь эффектное, но не менее уникальное явление, чем костёл с минаретом. Увы, мне внутрь попасть не удалось — храм открыт только в службу. Восстановлен собор был в середине 18 века опять же Потоцкими, и видимо тогда же приняла свой нынешний облик барочная башня. О фундаторах напоминает "Пилява" - фамильный герб Потоцких:



А совсем рядом — квартал новостроек, впрочем, соразмерных и не слишком наглых:



Пятницкая улочка за ними — одна из самых колоритных в Старом городе, с колокольней Армянского собора в перспективе:



Здание с мозговыносящей формой кровли — это Русский магистрат, расположенный относительно Русского рынка на противоположном конце Старого города! Впрочем, надо сказать, что поляки вообще неохотно делились властью, и на открытие Русского магистрата (1658) их толкнули события Потопа и Русско-польской войны. Мера оказалась сугубо временной: к концу 1660-х годов всё улеглось: шведы покинули опустошенную Речь Посполитую, а большая часть Украины оказалась в составе Московского царства. В 1670 году Русский магистрат был расформирован, а в спустя еще два года Каменец заняли турки.



Позже здесь были Дворянское собрание, театр, семинария (1805-65), а ныне музей и администрация музея-заповедника. Также Русский магистрат называют Дом с драконом из-за старинного водостока:

Дворянское собрание, театр, семинария располагались в соседнем здании – Пятницкая, 11.



В чем-чем, а в драконах поляки всегда знали толк! Взять хоть Вавельского дракона, который смачно пышет огнём, или небольшого дракона из Олеско. Главное - они по-настоящему страшные и безобразные. Возраст определять опять же не рискну. Из пасти вместо огня льется вода:

Фигура дракона установлена в 1970-х годах, без участия поляков.



Второй водосток - гибрид Страшилы и Железного Дровосека из детской книжки про Изумрудный город:



В музей я не заходил - только во дворик, который здесь очень колоритен:



Форма кровли Русского магистрата положительно выше моего понимания! Я  даже скаты посчитать не могу:



Еще один дворик рядом. Видны руины одной из трех церквей-"сестёр" трехконхового типа (две другие - уже знакомые нам Петропавловская и Троицкая) 16 века. Посвящение, увы, забыл:

Это остатки фундамента Церкви Святого Иоанна Предтечи.



Все эти улицы вливаются в площадь Армянский рынок.
Вот так она выглядит от Доминиканского собора. Здания типа того, что в перспективе, всегда сильно озадачивали меня - непривычное сочетание материала и формы. Чаще всего преимущество оказывалась за формой, но здесь за материалом - домик хрущовских времен:



Сам же Армянский рынок непропорционально огромен, и по его площади видно, что именно на армянах когда-то держалась торговля Подолии. Над рынком возвышается трёхэтажное здание Присутственных мест (1857-93), сменившее Польскую ратушу:

"Здание Присутственных мест" — здание бывшего Окружного суда (1892 г.), сейчас — корпус швейной фабрики.



Жилой дом (дом Левоновича) рядом с Присутственными местами — вообще-то 1640-х годов, но сильно перестроен. Такое в Каменце сплошь и рядом, и это странно. Формально — почти цельный средневековый город, визуально архитектура мало отличается от привычной нам. Вообще же здания на площади разнообразны - например, пожарное депо с каланчой, ещё дореволюционное, но после войны восстановленное в радикально упрощенном виде:

Пожарное депо построено на месте сгоревшего в 1920 году дворца губернатора



За пожарным депо, в маленьком дворике (куда я один зайти бы не додумался) — Казематная башня,— едва ли не самое загадочное сооружение города. Загадочное — в том смысле, что до сих пор не ясно, что это было и зачем. Гипотезы бывают очень экзотические - например, укрепленные туалет (!), однако ни одна из них не кажется убедительной:



Тут просто понравился вид:



На западной оконечности площади (справа, если стоять спиной к Польскому рынку) — консистория (контора православной епархии). Кстати, в Каменецкой семинарии учился Михаил Достоевский, отец писателя.



А на восточной оконечности — Дворец армянского епископа (в основе здание 15 века, перестроен в 18 веке, одно время здесь жил Ян де Витт — комендант Каменца-Подольского в 18 веке, строитель казарм в каньоне). Увы, сфотографировал я его не слишком удачно:

Комендант Ян де Витт жил не здесь, а в здании, бывшем на месте современного пожарного депо. Строителем казарм в каньоне был архитектор Войск Коронных Станислав Завадский.




На самом деле он выглядит так, то есть вполне себе средневеково. Дворец епископа — это своего рода завершение триптиха Польской, Русской и Армянской администраций. Однако самое интересное внутри — Двор Идолов:



Здание ныне занимает археологический музей. А собранные здесь каменные идолы — одна из уникальных черт древней Подолии. Это не степные "каменные бабы", а самые что ни на есть славянские идолы, но сделанные из камня и потому сохранившиеся как нигде более в Древней Руси. На переднем плане на кадре выше - копия Збручского идола, найденного в 1848 году и к глубокой зависти восточных славян попавшего в Краковский музей. А между тем это самый цельный и совершенный из уцелевших идолов Древней Руси!

Ставчанский идол — несколько проще, и больше напоминает "каменную бабу", коих в украинских музеях десятки, да и в русских немало:



Деревянные идолы на заднем плане — и вовсе новоделы. А вот эта триада - вполне славянская:



Вообще, сохранившихся в мире славянских идолов можно пересчитать по пальцам. Причем подавляющее большинство — западно-славянские, осевшие в музеях Германии, Австрии, Польши. В этом дворике, пожалуй, крупнейшая коллекция славянских идолов в бывшем СССР, более того - это древнейший визуально доступный памятник русского зодчества из всех существующих. Можно вспомнить и то, что колыбелью восточных славян было междуречье Днепра и Днестра, то есть именно эти края.

Двор Идолов расположен прямо под колокольней Армянского собора (1555) — ощутимо более крупной, чем во Львове:



Да и сам Армянский квартал здесь гораздо крупнее, но при этом провинциальнее — правильнее было бы Армянская слобода. Рядом с колокольней — красивейшая ажурная ограда, за которой мрачноватая пустота:



Раньше там стоял Николаевский собор(1495) — главный армянский храм Каменца и крупнейший в Речи Посполитой. Впрочем, в начале 17 века, следом за православными армяне Речи Посполитой принудительно подписали унию - помимо греко-католиков возникли армяно-католики. В 1757 году Армянский костёл был полностью перестроен. Как он выглядел изначально, точно неизвестно, но факт в том, что разрушен был памятник барокко, а не армянского зодчества. Разумеется, утрата всё равно очень тяжелая, но увидеть в Каменце армянский храм 15 века нам бы не удалось и если бы он был цел:



Двор Армянского собора — это небольшая крепость-в-крепости:



Заложенное камнем окно с армянскими узорами:



А по соседству, за эклектической колоколенкой конца 19 века...



Находится еще одна церковь — тоже бывшая армянская, и тоже Никольская. Построенная, в 1398 году, она может считаться старейшим сохранившимся зданием Каменца:

Это алтарная часть большого разрушенного здания армянской церкви Благовещения Пресвятой богородицы, переустроенная (вероятно в 18 столетии) в современную православную церковь Св. Николая.



Это простейший оборонный храм, почти кубическая церковь-бункер с метровыми стенами. Круглая апсида, вынесенная над улицей напоминает ДОТ:



А в стену вмурован маленький (чуть больше ладони) хачкар — "крест-камень" из тех, что издавна вырезали армяне во славу Господа или как память и благодарность Ему за какое-то событие:



Армянский квартал:




А вокруг - тихие, извилистые, совершенно средневековые по виду улочки:

Это улица Долгая, южная часть.




Я не знаю, какого века и какого народа эти дома:



Многие заброшены и очень живописны внутри:



Улочки ведут вниз, к казармам. На горе — Покровская церковь (1850-е) на Русских Фольварках:



На улицах старого Каменца поразительно безлюдно и пустынно, что делает впечатление еще пронзительнее. Видимо, народ стремится перебраться на "большую землю", в многоэтажки нового города. В этом смысле Каменец опять же напоминает Тобольск (о сходстве этих городов я писал в первой части). И всё же мне ветхий и пустынный Старый город намного интереснее, чем туристическая резервация.



Оригинал взят у varandej в Каменец-Подольский. Часть 5: Старый город (юг)


Часть 1. Виды и планы.
Часть 2. Крепость.
Часть 3. По каньону.
Часть 4. Старый город (север).


Tags: Туризм, Экскурсия по городу
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments