kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Каменец глазами иностранцев в 15 -17 веках.



Каменец - один из древнейших городов Украины, время возникновения которого относится к рубежу XII-XIII ст.

Значительного развития он достиг уже к ХV-ХVII вв.
До начала 1430-х годов город являлся столицей Подольского княжества в составе Литвы, с 1434 года и до 1672 года - центром Подольского воеводства под властью Польши и с 1672 по 1699 - столицей каменецкого эйялета Османской империи. С 1699 года город снова попал во владения Польши и выполнял тождественные функции до 1772 года.

Как важный оборонительный форпост, центр ремесел и торговли, культуры и религии Украины, Каменец неоднократно привлекал к себе внимание иностранцев, оставивших о нем ценные и многогранные сведения.

Среди них были представители разных государств: Франции, Польши, Германии, Турции, Италии, Московии, и каждый из них оставил бесценные описания городов, поселков и сел Подолья, его богатейшей фауны и флоры, быта, традиций, свидетельства о культурной, семейной и религиозной жизни населения.


В кругу путешественников, политических, военных, религиозных и культурных деятелей, которым суждено посетить Каменец протяжении 15-17 веков, уместно назвать: посла Франции, Англии и Бургундии Жильбер де Ланнуа, польских хронистов Яна Длугоша и Мацея Стрыйковского, французского исследователя и археолога Блез де Виженера, посла немецкого императора Рудольфа II к казакам Эриха Лясоту, московского путешественника и религиозного деятеля Трифона Коробейникова, турецкого путешественника Эвлия Челеби, итальянского путешественника Ульриха фон Вердума.

***
Жильбер де Ланнуа побывал на Подолье в 1412 и 1421 годах.
Наиболее ценные для нас сведения относятся к 1421 году, когда он посетил Львов, Белз, Луцк, Кременец, Каменец, Белгород, то есть те города, которые находились на так называемом Татарском торговом пути, который вел из Львова через Каменец в Кафу.

Жильбер де Ланнуа


Жильбер отмечал, что все указанные города находились "на Руси", а в Каменце послу больше всего пришлось по душе его географическое расположение и приём, оказанный ему.

"я вернулся в Лемберг, до которого пятьдесят миль, — такой круг я сделал, чтобы найти означенного герцога Витовта. А из Лемберга, проехав Верхнюю Русь, я приехал в Подолию в другой Каменец, дивно расположенный, принадлежащий упомянутому герцогу, где я встретил одного рыцаря, капитана Подолии по имени Гедигольд, который принял меня с великими почестями и преподнес мне прекрасные дары, жизненные припасы и устроил добрые пиры".

***
Хронист Ян Длугош свидетельствовал о достаточно удачном размещение Каменца на местности.
Автор отмечал, что река Смотрич окружает Каменец таким образом, что протекая в глубоком каньоне, она делает город неприступным.

Длугош относил Каменец к числу важнейших экономически религиозных организаций Польши, а также ее оборонных форпостов. Вместо стен и укреплений по периметру город имел высокие скалы и широкий каньон. Доступ к нему был ограничен. Въехать на территорию Каменец можно было только со стороны замка, и с юга - через ворота:
"Jeden tylko do miasta istnieje dostep z zamku и od strony poludniowej".

Ян Длугош



Название ворот автор не указывает. Не исключено, что именно на их месте в конце 15 - начале 16 вв. были возведены Русские ворота.
Второй составляющей топографической единицей Каменца по Длугошу выступал замок, который возвышался над городом. Как торговый центр, Каменец был "богатым на мед, воск и скот".


***
Интересные сведения о Подолье и Каменец оставил французский исследователь и археолог Блез де Виженер.
Он посетил край в начале 70-х годов 16 века. О Подолье Блез писал, что оно служило как бы "путём для Татар, которые через Подолье делают набеги на Волынь, Галицию, и даже Польшу".

Блез де Виженер


В крае "главный город Каменец", который достаточно хорошо вписался в местный ландшафт. Там есть "кафедра епископа; город это скорее может быть присоединен к Червоной Руси (Галиции), ибо лежит на самой границе с ней".

***
Итальянец Джованно Ботеро, который в 1573 году был секретарем польского короля Генриха Валуа, отмечает, что "Подолье очень богато на всё то, что только может породить тот климат… ".
"Есть, однако, там город Каменец, который стоит на сплошной скале, имеет естественные стены и залы, которые считаются недоступными".

Автор верно отмечал тот факт, что Каменец тогда был известным торговым центром в транзитной торговле между Западом и Востоком, а международная торговля сосредоточивалась преимущественно в руках армян, торгующих во Львове и в Каменце и других небольших городах, находящихся поблизости.
В Каменце, как отмечал венецианец, находилось и католическое епископство, которое подчинялось львовском архиепископу.

***
Топография города захватывала и Мацея Стрыйковского, автора «Хроники польской, литовской, жомойтской и всея Руси" 1582 года.

Мацей Стрыйковский и титульный лист "Хроники"



М.Стрыйковский утверждал, что Каменец состоял из двух историко-территориальных частей: города и замка, а его название произошло от каменного полуострова, на котором располагался город.
"Wkolo niego jest rpzekop przyrodzony bardze a przykro gleboki, przez ktory Smotrycz rzeka plynac, miasto oblewa, z obydwu stron zasie wkolo skaly kamieniste bardzo przykre jako uciosane".

От замка в город по М.Стрыйковскому вели одни ворота через Замковый мост, а вторые, Русские ворота, находились в каньоне реки Смотрич и были каменными.
Ворота состояла собственно из барбакана, стен и башен, которые "между скалами вмурованы" — "miedzy skalami zmurowane" и полностью перекрывали каньон как со стороны города, так и со стороны Старой Хотинской дороги, которая тянулась в каньоне Должокского ручья.

Замок локализовался на мысу и формировался из башен и каменных стен. Летописец считал, что город находится в наиболее выгодном положении для обороны, чем замок. — "miasto samo w lepszym miejscu"


***
Свое видение топографии Каменца высказал и Александр Гваньини в труде "Описание европейской Сарматии", Краков, 1578 год.
Автор, как и его предшественники, замечал, что "Каменец расположен между твёрдыми и отвесными скалами, ворот имеет только двое — "Kamiemiec ... miedzy twardymi и opoczystymi skalami zbudowane lezace, bramy tylko dwi ma".

Александр Гваньини



Природный ландшафт способствовал тому, что при тогдашних средствах осады городов взять Каменец приступом по сути было невозможно. Неслучайно А.Гваньини писал, что город неоднократно пытались захватить турки, валахи и татары, однако не могли.

***
Интересная информация о Каменце сосредоточена и в записях Трифона Коробейникова, который побывал в нем в 1593 году.
Во-первых, он совершил топографическое описание города, а во-вторых, показал уровень его торгового развития. Автор сравнивал расположение города на местности (полуостров) подобно московскому городу Можайску.

"Каменец, город каменный, как и Можайск, стоит на каменном острове; под ним река, подобная Яузе, а от того города пошла она между двух каменных гор, а берега у нее высокие, камень сине-синий и скала. И обошла та речка вокруг каменной горы и тут же повернулась к каменному городу, чуть опять не сошлась, лишь саженей с 30 и вернулась между гор. На том острове стоит посад и торг ".

На основе показаний Трифона Коробейникова выясняем, что Каменец состоял собственно из города и замка, которые связывались между собой мостом.
"На том месте, где та речка сошлась, от замка до того острова, который обошла, мост деревянный на каменных столбах".

Свидетельства об арочных конструкциях моста у автора нет. Кроме того, Трифон Коробейников утверждал, что вокруг города в то время не было и укреплений.
"А стены вокруг посада нет, потому, что этот остров каменный. От воды очень высоко, скала сверху до воды наверное саженей десять".

Этот факт подтверждает и Каменецкая хроника, на страницах которой зафиксировано, что
"в 1567 году католические судьи начали возводить вокруг города каменную стену. Однако многим это было не по душе, ведь работа была начата большая и тяжелая "
Трифон Коробейников отметил также, что "город был людным и имел торги хорошие".
К нему вело двое ворот. "А в посаде, что на каменной горе, двое ворот".

По свидетельствам московского путешественника в пределах города функционировало немало православных храмов:
Иоанна Предтечи, Св. Троицы, Св. Петра и Павла, Преображения, Спаса, Рождества Христова, архангела Михаила, Св. Онуфрия, священникам которым он давал милостыню.

***
Ценные, хотя и небольшие, свидетельства о городе оставил нам Эрих Лясота, который посетил Каменец в 1594 году:
"В городе есть епископская кафедра, воеводство, каштеляния и староство. Лежит он в местности, хорошо укрепленной самой природой, с которым не может сравниться никакой другой город в Польше; есть там замок, соединенный с городом посредством высокого моста ".

***
Если предыдущие авторы больше внимания обращали на топографию города и его положение в качестве торгового узла Восточной Европы, то турецкий путешественник Эвлия Челеби описал в 1657 каменецкий замок:
"это надежный и мощный замок со стенами, вырубленными в скале, который стоит над высокой пропастью и равных ему нет не только во владениях польских, а, пожалуй, и в чешских, и в Шведской стране, и в государстве Голландском, и в горах Германских ".

Эта крепость имеет еще легкий и большой опорный пункт, Новый замок, под защитой которого она находится.


***
Популярность Каменца среди европейской общественности во второй половине 16 века, способствовала тому, что в разных государствах Европы начали появляться гравюры города с его фантастическим изображением. К их числу относится и та, которая выполнена художником Сирисом.



Гравюру изучал польский исследователь Я.Чубинский. Он достаточно мотивировано доказал, что рисовальщик представил замок неправдоподобным, поскольку его никогда не видел.
Внимательный читатель, знакомый с архитектурой Каменецкого замка, сразу же заметит, что рельеф мыса на рисунке совсем искажен, и сам мыс выступает будто остров, ограниченный со всех сторон водой.
Кроме того, рисовальщик необъективно воспроизвел и изображение замковых башен и стен, которые не соответствовали реальному архитектурному образу замка 16-17 веков, основная часть которого сохранилась до наших дней.

***
Другой гость Каменца в 1672 году, Ульрих фон Вердум, описал город более подробно.

"стоит этот город на скале, которую омывает вокруг река Смотрич, и только на юго-западе эта скала соединяется со второй, на которой стоит крепость.

Через этот отрог скалы пробит канал, так что теперь реку пустили вокруг. Она течет из Волыни мимо города, именуемого Смотричем, а милей ниже Каменца, у городка Жванца, впадает в Днестр, который древние историки называли Тирасом.

Над упомянутым каналом сделана сводчатая арка из больших тщательно обработанных каменных плит, а выше этого свода от города к крепости идет еще восемь других сводчатых арок, на которых покоится мост между обеими скалами.

Центральная из восьми арок имеет необычайную высоту. Темнеет в глазах, если смотреть с этого моста вниз на реку".



Далее путешественник отмечал:
"Замок с востока, юга и севера имеет естественную защиту в виде отвесных и высоких скал, на которых он возвышается, а по бокам, кроме того, хорошо укреплен стенами и башнями.

Западная сторона прилегает к большой ровной возвышенности. Здесь замок укреплен почти на современном уровне рвами, валами и другими земляными сооружениями, но эти фортификации плохо построены и при атаке по всем правилам военного искусства не удалось бы их долго защищать.

Замок же доминирует над городом. В итоге эта крепость (Новый замок) скорее ослабляет, чем укрепляет город".


Изучив локализацию Каменца на природном ландшафте, Ульрих также отмечал, что поскольку город имеет отвесные и высокие, как стены, скалы, то ему не требуется значительных укреплений. Необходимо было лишь обеспечить укреплениями три или четыре пологих спусков.

По свидетельствам Ульриха фон Вердума, город делился на три части: южная была заселена армянами, которые имели там свой отдельный рынок, ратушу, красивую церковь и много хорошо построенных купеческих домов.

Центральную часть занимали русины. Они имели большой городской дом с высокой башней, несколько хороших церквей греческой религии.
В северной части города, как утверждал путешественник, жили поляки, которые тоже имели там свои костелы, ратушу и рынок. Каждая часть города имела свое отдельное управление, которое в отношении дел и лиц выдавало решения.

Кроме того, здесь жило еще более семидесяти еврейских семей, старшина которых также вершил судебные дела, причем так неограниченно, что мог использовать солдат из замка для исполнения своих приговоров. Евреи имели две синагоги, одну в городе, вторую за ним.

Паписты имели шесть костелов: фарный (Тела Господня? – kamienec), иезуитский, якобинский, францисканский, Святого Мартина и еще один малый женский монастырь с костелом внизу, у подножия горы (вероятно, деревянный монастырь доминиканок около Русских ворот – kamienec).

Армяне имели лишь одну церковь, зато лучшую из всех.

Русины имели три церкви в городе: Святого Николая, Святого Астазия и еще третью, а также четвертую в еврейском предместье, правда, небольшую.

***
Интересные свидетельства по истории города оставил и Шарль де Ля Круа.
В конце 1660-х - 1670-х годов он занимал должность секретаря французского посольства в Стамбуле. Больше всего внимания автор уделил осаде турками Каменца-Подольского в августе 1672 года , поскольку он был свидетелем событий.
В своем дневнике Шарль описал вступление турок в Каменец.

"На завтра (после подписания капитуляции) визирь взял меня с собой и двумя другими персонами, и после того, как были заняты ворота, сторожевые помещения и склады, мы вошли в город, чтобы увидеть церкви, и он распорядился превратить их в мечети".

Это было, как отмечал автор, нарушением условий капитуляции. Турки превратили в мечети в основном католические храмы, которые находились в центре города, а некоторые православные церкви отдали католикам, что вызвало возмущение украинского населения. Взятие Каменец означало захвата турками всего Подолья.

***
Вскоре после захвата Каменца Турцией, было осуществлено его детальное описание, которое провел в сентябре 1672 чауш (служащий) Эльхадж Мехмед.

Источник свидетельствует, что в то время в городе насчитывалось много домов, среди них 553 дома, которые имели владельцев, 351 дом, переданный в собственность новой городской администрации и 123 земельных участка, которые также перешли в государственную собственность.

Кроме того, перепись зафиксировала 120 лавок, 18 площадок на месте лавок, 20 монастырей, 7 мельниц, пороховню, крепость, фонтан и т.д.


***
Война 1672 между Польшей и Турцией усилила интерес в Европе к Украине и Подолью и его центру — Каменцу-Подольскому.
Так, в 1672 г. в Нюрнберге был издано "Общее и обстоятельное описание Польского королевства и особенно Подолья и Каменца".

Несколько позже во Франции вышла книга Н. де Фера "Вид города Каменца-Подольского", где особое внимание обращено на описание города-крепости и помещена его гравюра.
Таким образом, свидетельства иностранцев 15-17 веков о Каменце-Подольском в сопоставлении с другими типами источников способствуют объективному воспроизведению его историко-архитектурного образа и помогают выяснить роль и место воеводского центра в системе городов Украины и Восточной Европы в целом.


_________________________________________________________________
Источник
Каменец-Подольский ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ ХV-ХVII СТ. Н.Б.Петров, г. Каменец-Подольский, 2005.

Tags: История, Литература о городе.
Subscribe

Posts from This Journal “История” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments