
Продолжаю публиковать избранные места из книги "Подоль. Записки проезжего".
Книга написана неизвестным автором под псевдонимом "И-тов" и издана в Киеве в 1866 году.
Авторство приписывается Теодозу Бродовичу (Teodoz Brodowicz)
Копия находится на сайте Biblioteka Narodowa, Польша.
Все части

3.
Изолированное положение центра дало особенный характер жизни в Каменце: непомерно высокие цены квартир на скале, потому что там жмётся всё нуждающееся в центр. Там все лавки, магазины и присутственные места, все костёлы и монастыри, церкви, семинарии, почта — помещающаяся в какой-то четырёхэтажной башне, выбор этого дома, говорят, был выгоден для казны.
В центре же находятся все воспитательные заведения, пансионы мужские и женские, и питательные — трактиры, кофейни. В центре же находятся даже те заведения, которые во всех городах помещаются по окружности.
Не знаю, какие соображения внушили перенести гимназию из довольно чистенькой и просторной Винницы на эти скалы, в угол губернии. Вообразите, что 400 мальчиков должны искать себе приюта по этим дебрям, где трудно найти и один порядочный дом, хотя с каким-нибудь двориком, не говоря о садике. Только дом губернаторский имеет сад.
Частные лица наслаждаются чистым воздухом на так называемом Рынке (площадь), по его тротуарам (центр площади застроен), обежавши их по нескольку раз, как белки в колесе, да на бульваре: так называется аллея, идущая от Замковой брамы по береговым скалам саженей 80 длины, с деревьями, напоминающими работы учёных пейзажистов и отстоявшими друг от друга на пистолетный выстрел. Но и на этом маленьком клочке, как и на больших губернских бульварах происходят интриги, амурства и скандалы; там же играет и полковая музыка.
Старый бульвар, устроенный для прогулок горожан в 1831 году над скалой, перед западными стенами доминиканского и францисканского монастырей

Наезжающие из Петербурга чиновники тесноту не находят недостатком и говорят, что "ничего, можно жить, не нуждаясь в свежем воздухе", но попавшие из селений провинциалы вздыхают о wolnym powietrze.
Всех этих недостатков, разумеется, издали не видно и общий очерк города живописен. В стороне, как будто в тени, шоколадно-бурые башни замка, гигантской стеной к нему от города тянется мост. Прямо, как будто выдвинутый из земли вулканической силой скалистый холм с блестящим на солнце алебастровой белизны городом.
Застройка в восточной части города

Но если взглянуть поближе, то с белизной произойдёт разочарование… Один старожил говорил мне, что действительно все здания в городе были прежде белые — необходимое условие древних построек. Весь рынок обставлен стена возле стены домами средневековой архитектуры, с окошками в черепичных крышах.
Но какому-то лицу вздумалось, пользуясь своим влиянием, убедить жидов-домовладельцев выпачкать дома красками. Полицейские здания первыми явились пунцовыми. За ними вслед явились синькой и охрой замазанные здания, что производит впечатление худо раскрашенной алебастровой статуи.
Вот общий вид Каменца. Большинство считает его превосходным. Я сам был готов сказать то же, но задние мысли никогда не дают мне насладиться видом…
Вот на скале прилеплен огромный дом, почти вросший в скалу, как бы её продолжение, как бы высеченный из одного с ней камня… Прекрасный вид, говорите вы, но, взгляните, у этого дома нет двора, это каземат, а не дом, везде тесно, в нижних этажах сыро — они почти в земле. Летом душно. Бедные семейства, которые обречены жить в этой каменной клетке, повешенной над скалой! Выйти в двери — улица, под окном — пропасть. Что, если в этих квартирах живут и дети?.. Так всегда на самом прекрасном пейзаже мне часто видится другая невидимая картина, уничтожающая самое приятное впечатление.
Жилая застройка у северного въезда в город.

Я подъезжал к Каменцу ночью, по дороге от Могилёва, то есть по самому высокому берегу. Была безлунная, летняя, тёмная ночь…
Дальше
4. Знакомство с городом
________________________________________
Источник:
"Подоль. Записки проезжего". Киев. В типографии И. и А. Давиденко. 1866 год.