kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Квартал отцов-иезуитов и костёл Св. Станислава 17-19 веков в Каменце-Подольском



"Иезуиты, введённые в Польшу в 1564 году, явились в Каменце в 1606 году по приглашению каменецкого бискупа Прохницкого, который дал им усадьбу около кафедрального костёла и устроил им на свои средства костёл.
Турецкое занятие города застало здесь величественный костёл и каменные здания конвикта, принадлежащие иезуитам. Все эти здания превращены были турками в конюшни, а потом некоторые из них, в том числе и костёл, были разрушены, и материал их употреблён на постройку моста, соединяющего замок с городом (называемого ныне Турецким).
После выхода турок из Каменца, иезуиты, возвратившись, скоро устроились на старом месте, и в 1717 г. у них был костёл, устроенный в кляшторных зданиях, и школа для шляхетской молодёжи."

Е. Сецинский. 1895 г.


Формирование иезуитского квартала в ансамбле застройки "западного католического фасада" Старого города, происходило на протяжении двух веков. Когда-то этот квартал находился в пределах несуществующей ныне улицы, носившей название Иезуитская, и проходившей мимо фасада нынешнего здания исторического факультета национального университета, а с западной стороны ограничивался ул. Кузнечной.


Квартал на современной карте города



Ольга Пламеницкая в своей книге "Сакральна архітектура Кам’янця на Поділлі", изданной в 2005 году , уточняет обстоятельства и даты появления иезуитов в Каменце:

"Идея основать миссионерский центр иезуитов на Подолье, в Каменце, появилась уже 1588 году и принадлежала епископу Станиславу Гомолиньському и Николаю и Иерониму Язловецким, но ей в то время не суждено быть реализованной. В 1591 году Каменец посетил иезуитский визитатор Людовик Мазелли. Осмотрев город, он признал его подходящим для организации миссионерской деятельности иезуитов.

Привлекательность Каменца заключалась не только в его расположении на границе с Украиной, Молдавией, Валахией, Венгрией и территориями, заселенными татарами, но и в специфике пёстрого национально- религиозного состава.

В 1608 году иезуитскую миссию с коллегиумом предполагалось учредить в Тернополе, куда были отправлены монахи-иезуиты для изучения местной ситуации. Однако, после ознакомления с территорией, от этой идеи отказались и местом для будущего центра организации определили Каменец. Таким образом иезуиты появились в Каменце 1608 году, а с 1609 года начали активную миссионерскую деятельность."

источник


План иезуитских маршрутов, составленный в 1608 году при изучении ситуации и выборе места для создания миссии. Центральное место здесь отведено Тернополю.




План с современными пометками


источник


Сегодня бывший иезуитский квартал в Каменце объединён с соседним с восточной стороны и составляет единый участок, который с востока ограничивается улицей Татарской, а запада — улицей Кузнечной. По историческим источникам можно проследить формирование квартала от начала 17 века.


Костёл и коллегиум иезуитов. Проект 1616-1620 годов. Автор неизвестен.
Национальная библиотека в Париже.



По плану Киприана Томашевича в 1672 году здесь находились мощные здания, названные в экспликации:
М. Коллегия отцов иезуитов, ныне султанская конюшня
Буквой М обозначен старый костёл иезуитов



В описании города 1700 года, составленном после выхода турок, содержится упоминание о существовании здесь иезуитского костёла и коллегиума.
Из анализа планов города 17-18 веков видно, что исследуемый квартал в последующие десятилетия был перестроен иезуитами, они устроили здесь комплекс зданий с костёлом, коллегиумом и школой.

С 1610 г. здесь сосредоточены фактически два учебных заведения иезуитов: высшее — коллегиум, и низшее — трёхклассная школа, которая готовила к поступлению в коллегиум. В школе были обязательны курсы казуистики и грамматики, где также обучали теологии и морали, поэтики — с 1612 года, и риторике — с 1617 года. Впоследствии подольская шляхта жертвовала иезуитам значительные земельные наделы, а также ввела специальный налог на содержание школы. Такая щедрость объясняется, прежде всего, знаменитой педагогической деятельностью иезуитов. В 1626 году в школе стали изучать курс философии.


План комплекса строений 1611-1612 гг.
Collège de Kamenets-Podolski, Bibliothèque nationale de France


источник


Старый костёл на плане 1713 года Бенедикта Ренарда
Обозначен на плане: 43. Les Jesuistes. Иезуиты.





План 1715 года



Во время турецкого владения городом иезуитские постройки были превращены в конюшни, однако уже в 1717 были восстановлены костёл и школа для шляхетской молодежи при нём.

В 1742 году был построен новый дом школы, которая находилась отдельно от коллегиума, была довольно просторной, содержала даже отдельный зал для декламации. При коллегиуме была собственная библиотека, с многочисленными книгами на латинском, греческом и немецком языках, действовал собственный театр. В новом здании школы тоже был специальный театральный зал, находившийся между залами риторики и поэтики. Здесь училась молодежь со всего Подолья, преимущественно дети шляхты и мещан. Около 1750 года при старом костёле была устроена первая в городе аптека. В 1771 г. в школе был открыт двухгодичный курс теологии морали.

Во второй половине 18 века завершена постройка нового костёла. Исследуя имеющиеся планы города можно считать, что здание было построено между 1749 и 1761 годами. На картографических источниках после 1761 года уже можно видеть сформированный городской квартал с плотной застройкой, в которой доминирует мощное здание иезуитского костёла.


На плане 1749 года мы видим пока ещё только старый костёл




На плане 1761 года уже стоит новый костёл





План 1773 года




План квартала 1773 года
1 - старый костёл
2 - новый костёл
3 - коллегиум
4 – школа
5- конвикт (общежитие)




Костёл св. Станислава на рисунке Антония Пихельштайна (Antoni Pichelstein) конца 1780-х (?)




Костёл Св. Станислава в застройке "западного католического фасада" Старого города на рисунке Антония Пихельштайна (Antoni Pichelstein) конца 1780-х (?)

1. Православная церковь святых Апостолов Петра и Павла
2. Кармелитский костёл Девы Марии и святого Иосифа
3. Иезуитский костёл св. Станислава
4. Иезуитский коллегиум
5. Кафедральный костёл св. Апостолов Петра и Павла




Нововозведённый иезуитский костёл стал украшением квартала. Ссылаясь на информацию из визитного описания костела, польский историк А.Прусевич оставил о нем такой отзыв:
" Костел новый, замечательный, внутри светлый, с часовнями и величественным, но незаконченным фасадом и башнями, имеет сообщение с коллегиумом через алтарную часть. Алтарь установлен из старого костела, орган, скамейки и часы на башне храма в то время были восстановлены ".


В 1773 году, когда строительство костёла было завершено и продолжалось обустройство внутреннего убранства, римский папа Климент ХIV упразднил орден иезуитов.

Имущество ордена перешло в руки эдукационной комиссии, которая использовала его для нужд просвещения. В город для руководства школой были приглашены из Львова монахи-театинцы, известные учителя и воспитатели. Однако, последние преподавали в уездной школе всего два года, с 1776 по 1778, после чего покинули город, не поладив с местным католическим духовенством.

Театинцы оставили школе большую библиотеку из 2000 книг. Библиотека содержала значительное количество ценных книг на разных языках, преимущественно по теологии и философии, а также учебники , методическую литературу, книги по истории церкви, географии, права, математики, физики, астрономии, военного искусства и медицины.

В 1783-1793 годах школа подчинялась Виленской академии, а после присоединения Подолья к России была закрыта.

На протяжении 1774-1792 годов там обучалось в разные годы от 200 до 300 человек, выходцев из благородных семей Подолья и Волыни, в возрасте от 10 до 17 лет.
Значительное внимание в школе оказывали физической подготовке учащихся. В свободное от занятий время они играли в спортивные игры, а также занимались военной муштрой. В 1786 г. польский король установил правило, по которому для каждой школы по результатам обучения лучшим ученикам выдавались одна золотая и две серебряные медали. Такими медалями были награждены ученики каменецкой школы в 1790 году. В школе работали ректор, 6 профессоров, воспитатель, учитель французского и немецкого языков. Все они были в сане ксёндзов, но с 1780 - х годов, после реформирования образования, в школе появились и светские учителя. Однако , все они должны были жить в доме коллегиума и вести аскетическую жизнь.

В 1797 году школа возобновила работу и была подчинена Краковской академии. Тогда она представляла собой шестикласную школу, которая находилась в доме коллегиума. Обучение обеспечивали бывшие учителя-иезуиты, а также профессора, приглашенные из Краковской академии.


План 1794 года К. Оппермана




План 1797 года полковника Дементия Мелещенкова



В итоге к концу 18 века в иезуитском квартале находились коллегиум и два костёла, старый и новый. Российские военные инженеры в начале 19 века зафиксировали на планах и схемах города такую же картину. Именно с этого времени участок был разделён между городом и военным ведомством. Здания бывшего коллегиума, старого костёла и школы, примыкающей к новому костёлу, стали уездной школой. А незаконченный новый иезуитский костёл с огромными подземными помещениями был передан в военное ведомство, которое чувствовало острую потребность в помещениях для хранения военного имущества, снаряжения и провианта. Подвалы под зданием костёла были превращены в артиллерийский арсенал.

Из-за соседства с уездной школой, в начале 19 века иезуитский костел даже называли "студенческим"

На рисунке Józefa Chrzczonowicza (1820 год), отображающем западный фасад города, можно увидеть и костёл, и уездную школу

5. Костёл
6. Школа







Под номером 5 мы видим большой костёл иезуитов, сравнимый размерами с рядом стоящим костёлом монастыря Босых кармелитов





План 1801 года
F — новый костёл
R — конвикт




Как свидетельствуют источники, здание школы находилась в катастрофическом состоянии и нуждалась в ремонте. В 1803 году школа была подчинена Виленскому университету. С 1814 года бывшая иезуитская школа была преобразована в четырехклассную уездную школу, которая действовала до 1830 года, когда была закрыта из-за эпидемии холеры. События первого польского восстания 1831 года обусловили официальное закрытие всех польских школ на Правобережье. Тогда же была закрыта и уездная школа в Каменце.


Иезуитский коллегиум на рисунке конца 19 века. Автор Михал Кулеша




Иезуитский коллегиум. Чертёж 1835 года




Взамен закрытой школы, в 1833 году в Каменце была открыта русская гимназия. Долгое время она занимала различные иезуитские здания.
В дальнейшем, на протяжении 1837-1841 гг. из материала разобранного иезуитского костёла был построен корпус мужской гимназии, торжественно освященный 8 сентября 1841 года.

Гимназия представляла собой трёхэтажное каменное, прямоугольное в плане сооружение.
Стены гимназии вскоре превратились в новый центр образования и науки на Подолье.
Об этом будет отдельный рассказ.


План 1884 года


источник


Здание коллегиума иезуитов, ул. Татарская, 14А



____________________________________________________________________________________
Источники:
Е.Сецинский "Город Каменец-Подольский. Историческое описание." Киев, типография Кульженко С.В., Ново-Елисаветинская ул., соб. д. 1895 г. стр. 164
Задорожнюк А.Б. Старий Кам’янець: від єзуїтського колегіуму до історичного факультету Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка (архітектурний і освітній аспекти), оригинал статьи на сайте "Каменец-Подольский исторический"
О. Пламеницкая Castrum Camenecensis. Фортеця Кам’янець. — Кам’янець-Подільський: Абетка, 2012


Tags: Католический фасад, Храмы
Subscribe

Posts from This Journal “Католический фасад” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments