kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Братья Кориатовичи, говорящий олень и легенда об основании Каменца.

65оленьр

Всем известна красивая легенда, о том, как четыре брата Кориатовича, князья Великого княжества Литовского, охотились в Подольских землях, в погоне за оленем нашли чудесный остров и основали здесь город.
В легенде этой есть и говорящий олень, который оказался не оленем, а мечтой об удельном княжестве, и руины прежнего города, и подковы счастья.



Приведу коротко эту волшебную сказку:

"Поехали как-то братья охотиться на оленей. Но отстал старший брат, чтобы коня напоить, и заблудился. Глянь — из-за куста на холм выбежал олень. Рога его золотились в отблесках солнца, а копыта были серебряными.
"Вот подстрелить бы мне этого оленя, тогда бы слава обо мне неслась, как о непревзойдённом охотнике" — подумал князь Александр.

Вскочил он на коня и решил подстрелить оленя. Но бежал олень так, что казалось, будто манит князя за собой. Вот олень снова рядом. Казалось, что стрела попала, но нет - застряла в пеньке. А олень исчез. Приуныл князь, подумал: "Будут про меня теперь смеяться, что ничего не подстрелил, еще и заблудился".

Но смотрит — олень рядом с ним и говорит ему человеческим голосом:

"Садись на меня, я выведу тебя из леса. Я довезу тебя до места, которое даст тебе славу и будет тебе как дом родной. Я покажу тебе остров замечательный, который посреди подков счастья. Там давно врагами город разрушен, засыпаны землей его стены, город в руинах отдыхает, а ты его возродишь вместе с братьями и будешь слыть на все времена. Ты и братья твои будут там княжить, богатым будет город и свободными люди. А счастливы будут люди, если между собой не будут ссориться. А о том, что не смог убить ты меня, золоторогого и с серебряными копытами, не сожалей, потому что я не олень, я мечта твоя об удельном княжестве".

И повез олень князя к тому острову, и показал туда тайную дорогу, и оставил князя, который на охоте, устав, заснул крепко. А когда проснулся, то сразу поехал звать братьев посмотреть на остров. И понравилось его братьям это место также, потому что скалами защищен остров. Приказали Кориатовичи своим воинам вырубать лес. Начали строить первое каменное жилье на острове, а там, где и сейчас находится крепость, у князей был феодальный замок, который защищал вход в город. И написали Кориатовичи грамоту "на замке", в которой дали право тем, кто захочет в этом городе жить, двадцать лет подать не платить и самоуправляться, то есть самим своей общинной жизнью руководить".



***
Откуда же появилась эта легенда?
По сообщениям белорусско-литовских летописей, в середине 14 столетия, литовские князья, внуки Гедимина, сыновья князя Михаила Кориата, который держал во власти Новогрудок Литовский, племянники великого литовского князя Ольгерда — братья Юрий, Александр, Константин, Борис и Фёдор пришли на Понизье — так тогда называлось Подолье. Дата этого события точно не установлена и находится в границах 1332 -1351 гг.

В одной из старейших летописей, Супрасльской, есть текст об этом, к сожалению, не датированный:
Супрасльская летопись.
Летопись обнаружена в 1822 году в Супрасльском монастыре (сейчас на территории Польши), бывшем ранее православным, позже униатским.

"Коли господар был на Литовскои земли князь великы Олгирд и, шед в поле c литовъскимь воискомь, побиль татаров на СинЂи воде, трех братов: князя Хочебия ą Кутлубугу a Дмитрея.

A то си три браты, татарскыа князи, отчичи и дедЂчи Подолскои земли, a от них завЂдали втамони a боискаки, приезьдяючи от них утамонъв, имывали ис Подолъ скои земли дань. A брать великого князя Олгирдов держав Новъгородн Литовскыи, князь Коръять, a в него были четыри сыны: князь Юръи a князь Александро, князь Костентин, князь Федор. Ино тыи княжятя Коръятевечи три браты: князь Юръи a князь Александр, князь Костентин и князь Федор со князя великого Олгирдивым презволениемь и c помочию Литовския земли пошли в Подолскую землю.

И тогды в Подолскои земли не быль ни один город ни деревомь рубленого, a ни каменем будованого. И тогды тые княжята Корятовичи пришли в Подолскую землю от татар, и боскакомь выхода не почали давати.

И на первое нашли собЂ твержю на рецЂ на Смотрити, a в другомь мЂсте были черници в горе, и в томь мЂсте наредили город Бакоту.

И ловячи в ловех пригодилося имь так: угонили много оленеи в тот остров, кдЂ нынЂ Каменское мЂсто лежить.
И посекши лЂсь город муровали Каменець, a ис того вси Подолски городы умуровали и всю землю Подолскую осели".

источник


Именно на основании этой летописной записи родилась легенда об основании Каменца-Подольского князьями Кориатовичами, якобы случайно попавшими во время охоты на остров — будущий город.

В память об этом легендарном событии в городе были установлены три скульптурные фигуры оленя - в парке отдыха на склоне каньона около водопада, на улице Князей Кориатовичей напротив здания банка и слева (южнее) от Новоплановского моста в Старом городе.


Олень в парке отдыха.




Олень на улице Князей Кориатовичей.


Фотографии из коллекции Александра Ковтуна.


Олень с оленёнком в Старом городе в районе улицы Долгой.


Автор фото Ирина Пустынникова


Подобные легенды известны в истории многих поселений и неоднократно были отражены в иконографии.
К примеру, вот фрагмент полиптиха Св. Троицы "Рыцарь на охоте", Краков, Кафедральный собор Вавеля. Приблизительно 1467 год.



Как видно из Супрасльской летописи, в ней идёт речь об охоте на оленей и сказано, что до Кориатовичей на Подолье не было городов "ни деревянных, ни каменных". Про "разговор" оленя с князем нет ничего. В какие года и в чьих устах родилась красивая сказка, нам остаётся пока только догадываться.

*****
Три фигуры оленей в 1950-60-х.


Два на Новом плане
1.


2.

Автор фото Давид Ройзен.

Третий в Старом городе.
3.




***
Вместе с тем, первый известный письменный источник о Каменце — грамота, выданная князьями Юрием и Александром Кориатовичами 7 ноября 1374 года — свидетельствует о том, что Каменец уже существовал и грамота определяет порядок его управления и дает городу определённые привилегии.

Грамота была составлена в Каменецком замке, в уже существующей резиденции князя. Из текста возникает вовсе не описание местности для строительства города, а полноценный город со всеми атрибутами военного и гражданского устройства. В документе упомянуты городские слои населения — бояре, мещане,земляне, дворяне; военная и городская администрация — войт, судьи, воевода, что является свидетельством уже имеющегося социального расслоения и наличия городской элиты. А это всё возможно лишь при условии существования города на протяжении длительного времени перед предоставлением указанных в документе привилегий.


В научный оборот, а в придачу и во все путеводители, вошёл тезис о предоставлении в 1374 году этим документом Каменцу Магдебурского права. Однако это не является очевидным фактом.
По форме и содержанию грамота значительно отличается от типовых документов немецкого права о привилегиях. В ней вообще речь не идёт о Магдебургском праве, а наоборот, сказано, что мещане должны судиться "своим правом, перед своими судьями".
Мнения историков в этом вопросе расходятся. Одни вообще не отождествляют грамоту с "магдебургским правом", другие считают, что оно тут есть, но так называемое "неполное", то есть привилегии которого касались лишь поляков и немцев, а русины и армяне руководствовались своими правами.

Подолье на карте Польши. 1570 год.

11570Антверпен

________________________________________________________________________________
Источник:
О. Пламеницкая Castrum Camenecensis. Фортеця Кам’янець. — Кам’янець-Подільський: Абетка, 2012

Tags: 1374, Известные личности, История, Управление городом
Subscribe

Posts from This Journal “История” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment