kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Лютеранская церковь в Каменце-Подольском в начале 20 века.


Лютеранская церковь на фотоснимке начала 20 века.


О том, что издавна, в 16—17 веках, в Каменце-Подольском проживали лютеране, свидетельствуют, в частности, два документа: заметки киевского митрополита Петра Могилы и реляция жителя Каменца стольника Станислава Маковецкого.

В 1887 году Киевская археографическая комиссия издала заметки, собственноручно сделанные выдающимся церковным и культурным деятелем 17 века Петром Могилой, который с 1632 года был киевским митрополитом. В заметках речь идет, в частности, о деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которая располагалась внутри каменецкого замка.

В заметках есть упоминание про старосту Николая Бжеского, "отравленного лютеранской ересью". По легенде, Бжеский не только запрещал иереям вести службу Божию в православной Покровской церкви, но и для надругательства над православной верой велел держать в этом храме лошадей. Через несколько дней оказалось, что лошади ослепли. Разгневанный этим, Бжеский замыслил разрушить церковь, но Бог и его наказал слепотой. Тогда староста велел очистить церковь и, созвав православных иереев, вернул им храм. И как только это сделал, то сразу же прозрел.

Из истории Каменца-Подольского, в частности, в изложении Евфимия Сицинского, известно, что Николай Бжеский был каменецким старостой во второй половине 16 века. Как гласила надпись на латыни на внутренней стене Денной башни Старого замка, зафиксированная польским историком Александром Пшездецким, в 1575 году в этой башне Николай Бжеский устроил часовню во имя святого Архистратига Михаила, а каменецкий епископ Мартин Бялобжеский ее освятил.


Второй документ — это Relacja Kamieńca wziętego przez Turków w roku 1672. летичевского стольника Станислава Маковецкого, который был непосредственным участником обороны Каменца во время его осады и штурма турками. Реляция на польском языке опубликована в 1886 году в Кракове. В Реляции Маковецкий вспоминает о лютеранской часовне в Старом замке, точнее, описывает её гибель:
"...послышался грохот в сто раз страшнее: турецкий снаряд пробил лютеранскую часовню при Старом замке. Сюда, поскольку своды было крепче, несколько дней перед тем из других погребов перенесли запас гранат и пороха. Теперь в одно мгновение порох загорелся, гранаты, друг от друга воспламеняясь, срывались в воздух, потом разлетались пламенным градом, летели кусками".

Была ли Михайловская часовня, устроенная 1575 года Н. Бжеским, и лютеранская часовня, уничтоженная в 1672 году турками, одной и той же часовней, неясно. Е. Сецинский, описывая эти часовни в историческом описании Каменца-Подольского, не объединяет их в одну:
"Когда-то в замке, кроме домов, которые построены для военных целей, были и храмы. Так, здесь была православная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенна князьями Кориатовичами в 14 веке и просуществовшая до 1672 года. В 16 веке в одной из башен, как это было говорено, была построена римско-католическая часовня во имя св. архангела Михаила, а в южной части замка был костел св. Станислава, превращенный турками в мечеть. Для немцев-пушкарей была построена лютеранская часовня, в которой во времена осады Каменец в 1672 году было сложены гранаты, которые были высажены в воздух турками".

В другом месте описания Сицинский еще раз отмечает:
"Для немцев-пушкарей была даже построена в замке лютеранская часовня, которая при бомбардировке 1672 года была разрушена".

Современная исследовательница Ольга Пламеницкая в монографии "Сакральна архітектура Кам'янця на Поділлі" (2005 год) обе часовни объединяет в одну.
Можно предположить,что часовня сначала была римо-католической (трудно поверить, чтобы в 1575 году католический епископ освящал лютеранскую часовню), а потом, когда в конце 16 века (каменецким старостой уже был преемник Н. Бжеского — Ян Потоцкий) в замке построили костёл святого Станислава, часовню, уже не нужную католикам, отдали лютеранам.


Как указывает Андрей Задорожнюк, писавший о немецких жителях Каменца, "в конце XVI века гарнизон каменецкой крепости имел около 300 человек, позже его количество несколько возросло, но всё время гарнизон состоял из немецкой пехоты и немцев-пушкарей". Это и была тогдашняя база каменецких лютеран.

После захвата Каменца турками многие жители покинули город. Немецкие пехотинцы и артиллеристы в город не вернулись. Так закончился первый этап деятельности немцев-лютеран в Каменце-Подольском.

*******
Следующий 18 век стал периодом экономического и политического упадка Речи Посполитой. После трёх разделов эта могучая европейская держава перестала существовать. В 1793 году Подолье с Каменцем вошло в состав Российской империи. Границы с Турцией отодвинулись на юг и Каменец окончательно потерял значение оборонного форпоста. В 1812 году официально ликвидировали крепость, как оборонительное сооружение.

Что же касается лютеранской церкви, то не выявлено никаких упоминаний о её деятельности в послетурецкое время. Это объясняется просто: поскольку носителями лютеранской веры были немецкие солдаты, которые как наемники не участвовали в политической и военной жизни города, то, наверное, именно поэтому в исторических источниках нет информации о лютеранах.

"Теперь немцев в городе, кроме тех, что недавно поселились, нет, и если в привилегиях королей ничего не говорится о жителях этой нации, то это потому, что из-за малочисленности немцев они не могли составлять особого народа", — писал Александр Сементовский в очерке "Каменец-Подольский", изданном в 1862 году.


Развитие и утверждение капиталистических отношений в России в 19 веке обусловили вторую миграционную волну немцев-лютеран в Каменец-Подольский. Теперь это были, в основном, коммерсанты, предприниматели, фабриканты. В этот период в городе формируется лютеранская община.


На Проектном плане Каменца 1842 года показано место планируемого размещения лютеранской кирхи (от немецкого Kirche — церковь) — на Новом плане, в кварталах возле будущего Нового бульвара.





Место размещения лютеранской кирхи  - современный адрес — Шевченко, 61





В книге "Подоль. Записки проезжего", изданной в 1866 году автор под псевдонимом "И-тов" пишет о жителях города:
"Иноземцы, то есть французы и немцы. Первых так мало, что и говорить нечего, второй элемент, мало известный в прежнее время, быстро увеличивается. Характер этой народности как булочников, как чиновников и как граждан, очень хорошо известнее, чтобы сказать что-нибудь новое, разве только то, что не пора ли нам бросить предубеждение к ним, в котором проглядывается иногда только зависть торговца к успеху соседней лавки. В которой многое действительно и лучше и чище, хоть сам купец и смешон.

Немцев упрекают обыкновенно даже в том, что все они, где бы ни были, помогают друг другу, сочувствуют, жмутся друг к другу. Да другим-то кто ж велит ежом становиться друг к другу?
Немцы в России долго сохраняют свою особность (т.е. русские немцы), даже имеют причины гордиться своей немецкостью; между поляками они стараются как можно скорее сбросить свою хризалиду и показаться поляком. Отец-немец уже и не говорит со своей дочерью по немецки, а по-польски, хотя бы и худо знает этот язык. В высшем классе есть пропасть немецких фамилий, немецких только по буквам, но совершенно всосавшихся в полонизм и, разумеется, старающихся быть более поляками, чем самые поляки.
Русские не любят немцев по многим причинам, поляки презирают по историческим традициям, по страшной противоположности характеров".


Сначала по просьбе лютеранской общины городская дума для строительства церкви определила участок в 3000 квадратных саженей на Русских фольварках. Однако лютеранская община из-за значительной удаленности участка от центра отказалась от него и попросили под строительство "Девичий рондель" (Турецкий бастион) в Старом городе. В 1860 году этот участок передали лютеранской общине, но епархиальное руководство не дало согласия построить там кирху.

В конце 19 века лютеранская община Каменца-Подольского выросла до 300 человек, окрепла экономически. В 1898 году она снова обратилась в городскую думу, поскольку @община не имеет убежища, редкими часами религиозного общения она обязана благосклонности и предупредительности гимназического начальства, которое позволило изредка собираться в местной женской гимназии".

В этом же году на имя уполномоченного лютеранского общества Фридриха Крамма выделили участок площадью 576 квадратных саженей на месте, показанном еще на плане 1842 года. Община за 3 года построила церковь, которая вмещала 150 прихожан.
В 1901 году кирху торжественно открыли.

По адресным книгам Подольской губернии 1895, 1900, 1909 годов известно, что пастором Дунаевецко-Каменецкого прихода был кандидат богословия Николай Иванович Томберг.





Лютеранская церковь на польской карте 1911 года.




Лютеранская церковь на почтовых открытках начала 20 века









В 1934 церковь была закрыта и превращена в склад для хранения зерна. Затем Решением горсовета от 29 ноября 1935 года, здание передано городскому отделу физкультуры для обустройства в ней спортивного зала. Звонница кирхи была демонтирована, здание перестроено.
1 января 1937 года в этом помещении была открыта детская юношеская спортивная школа № 1.


ДЮСШ № 1
Вид с улицы Шевченко
Фото Google




Источник: Коллекция панорам


Вид с улицы Сецинского
Фото Google



Бывшее здание лютеранской церкви (ДЮСШ№1) на современной карте
Ул. Шевченко, дом 61


Панорама Google


Источники:
Будзей О. Кам’янецькі лютерани: три хвилі
Адресные книги Подольской губернии.

Tags: Новый план, Храмы
Subscribe

Posts from This Journal “Храмы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments