kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Завод "Мотор" и первый каменецкий автобус.


На снимке коллектив завода "Мотор". За рулём сидит Адольф Иванович Лещинский.

После длительной гражданской войны, в конце 1920 года на Подолье окончательно была установлена советская власть. Стала налаживаться мирная жизнь, начали работать учреждения и предприятия. Фактически сразу народное хозяйство столкнулось с транспортной проблемой — весь и так незначительный автомобильный парк края, сформировавшийся еще в царские времена, был или уничтожен в годы войны, или находился в распоряжении действующей армии. В молодой стране Советов автомобильная промышленность ещё не была создана, а повседневность требовало как грузовых авто, так и автобусов.


В 1922 году на заседании Подольского губернского исполкома приняли решение попробовать на местных предприятиях делать ремонт старых автомобилей. В этом же году авторемонтные цеха вступили в строй в Виннице, Проскурове и Каменце-Подольском. В эти города по всему Подолье свозили разбитые автомобили и запчасти от них, и там из двух-трех таких машин собирали одну действующую.

Лучше всего дела с подобным ремонтом шли на одном из крупнейших машиностроительных заводов региона — Каменец-Подольском чугунолитейном и механическом заводе "Мотор". Предприятие, основанное в 1918 году, имело неплохое оборудование и достаточно запчастей и комплектующих, оставшихся на гарнизонных инженерных складах еще от царской армии. Таким образом, на Подолье в 1922 году собственными силами удалось увеличить парк автомобилей почти на двадцать грузовиков. А вот с пополнением парка автобусов возникли проблемы — в регионе не было ни комплектующих, ни старых машин для ремонта.


Адольф Лещинский, работник завода "Мотор". 1926 год.




Поразмыслив над собственными возможностями, дирекция каменецкого завода пришла к решению — попытаться строить автобусы собственной конструкции. Инженеры и техники предприятия в сжатые сроки, за четыре месяца, сумели разработать документацию и наладить производство автобуса, которому дали название "Каменецкий мотор".

Шасси с двигателем взяли от американского грузовика "Уайт", часть агрегатов от других машин, часть изготовили собственными силами, так же, как и кузов.

"Уайт ТКА", 1912 год.
Снимок не из Каменца

Источник фото


Первый автобус выехал с завода накануне ноябрьских праздников 1923 года, еще один был собран через два месяца.
Автобусы передали управлению Подольской губтрансконторы, которое сразу организовало пассажирский маршрут Каменец-Подольский-Проскуров-Винница.
"Каменецкий мотор" имел 12 мест для пассажиров в салоне, и еще два места в кабине водителя. Двигатель имел мощность 30 лошадиных сил и разгонял машину до 30 км в час. Поэтому в Проскуров автобус ехал 4 часа, делал технический перерыв 2 часа, и затем ехал ещё 5 часов до Винницы. Там ночевал, а утром шел обратным маршрутом.

Во всей этой истории осталось пока невыясненным — сколько собрали в Каменце автобусов и как долго они работали на маршрутах. Но и без этого, факт достаточно примечателен — именно на Подолье наладили одно из первых в Украине автопроизводств.
Источник

Прочитав предпоследний абзац, вспомнил, что в 1970-е междугородный автобус ЛАЗ проходил маршрут Каменец-Проскуров (Хмельницкий) за 3-3,5 часа, правда с 10 минутными остановками в Дунаевцах и Ярмолинцах. То есть скорость передвижения автобусов за 50 лет почти не изменилась.  - kamienec


Такие автобусы ЛАЗ 695 использовались для пассажирских перевозок в Каменце и между городами.



Источник

Про каменецкий автобус


Фрагмент из путеводителя 1965 года.

Завод твёрдосплавных инструментов имени Г.И. Петровского.
"Это одно из старейших предприятий Каменца-Подольского. История его начинается с 1918 года, когда группа землевладельцев основала мастерскую по ремонту сельскохозяйственного инвентаря. Тогда тут работало около 40 работников.

В конце 1920 года завод (он тогда получил название "Мотор") был национализирован и начал выпускать косилки, плуги и насосы. В 1924 году на этом предприятии пущена в строй первая вагранка, а с 1930 года, после сооружения литейного цеха, оно начинает производить камнедробилки.
В годы временной оккупации города гитлеровцы разрушили предприятие, а при отступлении собирались взорвать его. Рискуя жизнью, работники разминировали станки и сохранили их до прихода советских войск. Через несколько дней после освобождения города завод уже выпускал продукцию.

В послевоенные годы предприятие освоило выпуск фуговальных, горизонтально-сверлильных, круглопильных, долбёжных и фрезеровальных деревообрабатывающих станков. Были реконструированы литейный и механический цеха, сооружён механосборочный цех. Значительно вырос завод за годы семилетки (1959-1965), его мощность возросла больше чем в два раза, пополнился новым оборудованием станочный парк.

Основная продукция предприятия с 1965 года — твёрдосплавный буровой, деревообрабатывающий и камнеобрабатывающий инструмент для многих отраслей промышленности. Продукция завода получила высокую оценку не только в Украине, но и в других областях и краях СССР".



Tags: Производство, Транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “Транспорт” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments