kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Путешествие Варандея в Каменец-Подольский. Часть 4. Старый город (север).



Среди множества повествований туристов о своих поездках в Каменец самым подробным и интересным я считаю отчёт путешественника и блогера Ильи Буяновского varandej. Автор осмотрел и запечатлел на фотографиях практически все городские достопримечательности и памятники архитектуры и подробно описывает их в своём рассказе.

В тексте у автора имеются некоторые ошибки и неточности, которые он невольно перенёс из туристических изданий. Ни в коей мере не умаляя заслуги и знания путешественника, я позволю себе вносить по мере повествования необходимые уточнения, выделяя их "жирным" шрифтом. Основной текст и фотоснимки принадлежат автору.

Маршруты Варандея можно смело рекомендовать для экскурсий по Старому городу.


Итак, осмотрев крепость и каньон, поднимемся в Старый город. В Каменце он не слишком целостный, но исключительно колоритный и атмосферный. В один пост рассказ о Старом городе не поместился, поэтому разобью его на две части - по линии главной улицы, что соединяет Турецкий и Новоплановский мосты, прошивая Старый город насквозь. В первой части осмотрим сама улицу и все, что к северу от нее.

Как выглядит Новоплановский мост (1876) снизу, я уже показывал в прошлой части. А вот так он выглядит сверху - главный вход в Старый город из основной части Каменца:



Мост приводит прямиком на Троицкую площадь (или Троицкий майдан, кому что нравится), классицистические дома которой хорошо видны прямо по курсу.  А над площадью нависает Троицкая церковь (1582) — православный оборонный храм типичной для Подолии трехконховой планировки (то есть с алтарной частью в виде трилистника). За 400 лет своей истории она пережила множество метаморфоз: в 1722 году перестроена в униатскую, в 1862 - опять в православную, в 1930-е - снесена, а в 1990-е воссоздана.



На противоположной стороне площади — раскопки с явно не современной кладкой. Не фундамент аутентичной церкви ли это?

Здесь когда-то стоял жилой дом Цезария Неймана (Троицкий спуск, дом 4), в котором в начале 20 столетия располагался кинотеатр "Биоскоп"



Хотя на соседних улочках много интересного, пока сворачивать не будем. Троицкая площадь распадается на Троицкую и Татарскую улицы, соединяющиеся через квартал в Старобульварную. Здесь располагается Польский рынок:



Три вертикали - костел Доминиканцев (начало 16 века),  Польский магистрат (14 век, облик 18 века), Армянский колодец (1638). Определение Польский для местного Рынка не случайно — если во Львове или даже Кракове одна Рыночная площадь, то в Каменце их целых три: Польский, Армянский и Русский. Более того, в городе и три магистрата, причем их расположение не совпадает с расположением Рынков.

Армянский магистрат (ратуша) на Армянском рынке не сохранился. Существование Русского рынка на предполагаемом в настоящее время месте некоторыми исследователями подвергается сомнению — на планах города вплоть до начала 19 столетия площадь плотно застроена.

Польский рынок ныне — улица, параллельная Старобульварной, но по сути это квадратный сквер в квартале между улицами:



Польская ратуша, имеющая в своей основе дом 14 века, считается старейшей на Украине, и примерно соответствует по возрасту ратушам Германии. Впрочем, перестраивалась она много раз, приобретя черты ренессанса, барокко и классицизма. Ныне ратушу занимает краеведческий музей.



А вот история Армянского колодца интереснее, чем кажется. На самом деле это памятник коррупции: в 1615 году умер видный армянский купец Нарзес, завещавший свое состояние на строительство водопровода. Увы, пилить бюджеты умеют не только в России 21 века, и ничего построено не было. Сей факт очень возмутил то ли честных мещан, то ли армянскую общину, скандал к 1638 году каким-то образом дошел до Варшавы, и бургомистр был вынужден сообщить проворовавшимся министрам пренеприятнейшее известие: "К нам едет ревизор!".

В общем, к приезду комиссии прямо на Польском рынке был сооружен колодец, куда воду к визиту ревизора пришлось чуть ли не закачивать специально. Ревизор остался доволен, а то, что колодец "сломался" сразу после его отъезда, объяснили мещанам проверенным способом: "Раз в колодце нет воды - значит, выпили ЖИДЫ!". А нынешний барочный павильон построен в 1760 году.

Напротив ратуши - длинные и явно губернские здания:



За которыми виден фасад францисканского костёла Девы Марии (1617-72), к которому мы еще подойдем:



А еще на площади есть вот такие очаровательные "каменицы":



Я их принял за облагороженные гаражи - и почти не ошибся: это облагороженные сувенирные лавки. По-моему, очень удачная идея:



Чуть ниже - барочный костёл Тринитариев (1750-65), за которым улица становится Замковой и круто идет под уклон.


Однако не могу не отметить, что в этом есть что-то метафизическая:  Троицкая церковь на восточном въезде и костёл тринитариев (то есть ордена Троицы) на западном. Напротив костёла - вот такой памятник Великой Отечественной, при всей современности облика поставленный еще в 1950-е годы. С серпом и молотом, которых не найти западнее Збруча:



Теперь подойдем ближе к краю каньона - ведь западный "фасад" Старого города образует цепочка монастырей и соборов:



Сначала — монастырь доминиканок (1750), полуразрушенные кельи которого хорошо видны из крепости:



Запущенный дворик монастыря поражает нереальностью своего облика. Я опять почувствовал себя героем компьютерной игры:



Расположенный дальше Францисканский монастырь, фасад которого мы уже видели с площади, интересен при взгляде со двора, сбоку - ведь настоящая готика! Хотя и поздновато - все же начало 17 века. Задняя часть пристроена в 1750-е годы:



Ну а чуть дальше — Кафедральный Петропавловский собор, знаменитый "костёл-с-минаретом":



Сам костёл возведён в 1502-17 годах и является образцом ренессанса. Минарет к нему приладили турки в период своего господства (1672-99), превратив храм в мечеть. После освобождения города минарет ломать не стали, а в 1762 (в 1756) году даже водрузили на него Богоматерь, превратив в триумфальную колонну. Богоматерь закреплена там по принципу "неваляшки".
Но вот утверждение, что Каменецкий минарет уникален - всё-таки неверно, его аналоги есть и в других католических провинциях Османской империи, прежде всего Венгрии (например, в городе Эгер).

Впрочем, до минарета еще далеко - сначала пройдем Триумфальную арку (1781), поставленную в честь визита Станислава Августа, последнего короля Речи Посполитой и одного из фаворитов Екатерины Второй:



По современной легенде, при проходе через арку надо загадать желание. Родилась эта легенда так: в 1994 году город посетил тогда еще премьер-министр Леонид Кучма. Его визит включал и экскурсию, и экскурсовод, видя абсолютное равнодушие, на ходу сочинила эту легенду. Кучма поверил... а через месяц стал президентом. Говорят, перед следующими выборами он приезжал специально пройти через арку.

Двор собора за воротами:



Вообще, как и всякий Кафедральный собор, этот храм примечателен множеством деталей. Скульптуры во дворике, уже упомянутый минарет, неоготическая часовня Непорочного Зачатия:



Надгробия на террасе перед храмом, с которой открываются отличные виды на Старую крепость и на Польские Фольварки:



Вход в храм - через неоготическую часовенку, и первое, что видит входящий - бесподобно красивое надгробие Лауры Пшездецкой:



Многие считают это надгробие красивейший скульптурой на Украине вообще. Раньше оно находилось в волынском имении Пшездецких Черный Остров, а история его создания одновременно красива и ужасна своей обыденностью. Во время самой обыкновенной конной прогулки по окрестностям усадьбы 21-летняя Лаура упала с лошади и сломала позвоночник. Спасти ее врачи не смогли, через несколько месяцев девушка умерла. Всё, что мог сделать безутешный отец Кароль Пшездецкий, о любви которого к дочери слагали легенды — это увековечить её в камне. Скульптуру создал академик Виктор Бродский в 1874-76 годах, и тонкость работы поражает. Как будто бы Лаура превратилась в камень... В 1935 году усадьба Пшездецких стала колхозом, но надгробие сохранили и перенесли в Каменец, в собор, ставший музеем. И никакая идеология не помешала его уберечь!



Центральный неф собора, алтарная часть:



Кроме того, как и полагается Кафедральному собору, в Петропавловский костёл встроено несколько часовен, примыкающих к боковым нефам. Вот здесь в урнах покоятся сердца двух епископов (в том числе Николая Дембовского, при котором минарет стал колонной Богоматери):



Напротив - целая галерея картин некоего современного украинского художника, имя которого не указано ни на одной из них. Но картины по-настоящему цепляют — если не мастерством, то настроением, да еще и в контексте собора:



Хотя в этом же соборе можно убедиться, что и католики далеко не всегда Эльфы, а "вопиюще безвкусный ремонт храма" умеют делать не только в Московском патриархате. Например, розово-зеленые стены часовни Лауры (краешек был виден на фотографии), ставшие такими совсем недавно, вызывают вопрос - а не экспериментировал ли реставратор с веществами? А уж кто рисовал вот этого некроманта - страшно подумать... Хотя это ведь не Россия, а стало быть ничего безобразного тут не бывает в принципе, да?



Прямо перед Триумфальными воротами идет строительство гостиницы — вроде и не такой уж безобразной, но своей этажностью сильно нарушающей панораму Старого города. А я вот не считаю, что Каменец - УБИТЫЙ ГОРОД. И видимо тем самым оправдываю его уничтожение и призываю городить такие домины по всему центру.

При строительстве отеля Клеопатра было разрушено историческое здание — дом № 21 на Татарской улице.



У собора начинается Татарская улица, огибающая полукольцом северную часть Старого города:



Здесь расположен Университет, уникальный историей своего появления — открыт в 1918 году, указом Павло Скоропадского как Государственный Всеукраинский Университет. Первым преподавателем истории был Дмитрий Дорошенко, потомок гетмана Петра Дорошенко, что в 1672 году в союзе с турками взял Каменец. В 1918 году еще были надежды, что Украинская Республика выживет... Однако нет уже ни УНР, ни поглотившего ее Советского Союза, а университет существует и его истфак остается одним из лучших в стране (в отличие от других факультетов).

Во дворе университета — руины Казанского собора:




Изначально это был монастырь кармелитов (1623-72) — последний крупный храм, замыкавший "церковный фасад". В 1866 году собор передали православным, переосвятили в Казанский и надстроили купол. В Подольской губернии собор стал кафедральным - и видимо поэтому был уничтожен в 1932-33 годах. Вообще, метафизика Каменца удивительна: если при турках в городе действовало по одному храму каждой религии (включая мечеть), то при Советах было уничтожено по одному собору разных вер — католический, а позже русский Казанский собор, армянский Никольский собор и украинская Троицкая церковь.

Во времена турецкого владения в городе было несколько мечетей.
В годы Советской власти были уничтожены православные храмы: собор Александра Невского, Церковь Святого Иоанна Предтечи, Церковь Святой Троицы , Кафедральный собор Иконы Казанской Божией Матери, храмы в Мужской гимназии и Духовной семинарии,а также армянский костёл Святого Николая и лютеранская кирха на Новом плане (перестроена в спортшколу).



На этой же улице — Петропавловская церковь (1580), русская уже не в современном, а в польско-литовском смысле (где "русинами" называли украинцев и восточных славян вообще). Как и Троицкий храм, это трехконховая церковь подольского типа.



В секторе между Петропавловской и Троицкой церквями и располагался Русский квартал средневекового Каменца. Его застройка весьма колоритна:







А центром является Русский рынок, самый неприметный из трех:



Вид в обратную сторону — рынок расположен прямо у Баториевой башни



Это гигантской башней (1565), также известной как Кушнирская и Скорняжная, мы уже любовались из каньона. С внешней стороны башня больше напоминает форт:



Через Баториеву башню мы вернулись в Старый город от Польской брамы (опять же см. прошлую часть ). Проход называют также Ветреные ворота — по легенде, здесь у Петра Первого ветром сорвало треуголку. Вообще, легенды про Петра Первого на Украине любят.



Помимо Русской улицы, есть здесь и вот такие уголки, в основном ближе к краю каньона:



kamienczanka отвела меня к старинному потайному колодцу - действительно потайному, так как дорогу к нему сейчас я уже не вспомню. Сверху колодец не виден, снизу подойти случайно — очень маловероятно, а между тем прямо в одном из двориков у каньона есть вот такой грот:



А внутри и сам колодец, которым пользуются и сами каменчане:



И мне подумалось, что ведь наверняка подобные "тайники" есть в очень многих городах, только рассказать заезжему путнику о них некому. Наверное, это и хорошо.

Дальше вернемся на Троицкую площадь. В следующей части осмотрим южную половину Старого города - Армянский рынок, Русский магистрат и многое другое.



Оригинал взят у varandej в Каменец-Подольский. Часть 4: Старый город (север)

Часть 1. Виды и планы.
Часть 2. Крепость.
Часть 3. По каньону.
Часть 5. Старый город (юг).


Tags: Туризм, Экскурсия по городу
Subscribe

Posts from This Journal “Экскурсия по городу” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments