kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

План Каменца Киприана Томашевича. 1673 - 1679 гг.



В списке иконографии Каменца–Подольского значительнейшее место занимает медерит (гравюра на меди) Киприана Томашевича, исполненный в жанре ведуты — гравюры с детальным изображением повседневного городского пейзажа.


В настоящее время в научный оборот введено несколько изображений, среди которых, наряду с оригиналом, имеется до 20 модификаций, созданных в 1684-1740 гг. Они отличаются техникой и интерпретацией архитектуры, часть досок выполнена в зеркальном отображении.
Известны три варианта оригинала, которые хранятся во Львовской национальной научной библиотеке имени В. Стефаника. Их размеры 422 х 305, 430 х 304, 432 х 306 мм.

Медерит представляет из себя вид «с высоты птичьего полёта», который изображает город с западной стороны в границах каньона реки Смотрич и укреплений Старого и Нового замков. В поле зрения попадает практически вся застройка высокого скалистого острова и каньона кроме незначительной части жилых домов в восточной его части.

Отсутствие даты на изображении явилось причиной для разных версий его датировки исследователями 19 столетия Ю. Сементовским, Ю.Ролле, Е.Сецинским. Их датировки не выходили за границы 1672 -1700 гг.
Точку в этом вопросе поставил Я. Дашкевич в своей работе «Виды и планы Каменца-Подольского 17-18 ст.». обосновав период создания медерита 1673-1679 годами.
До сих пор остался нерешённым вопрос, создавалась ли гравюра К.Томашевичем непосредственно в Каменце после захвата его турками, или после его выезда из города по предварительно сделанным наброскам.

Томашевич приводит названия храмов с пояснениями, которые указывают на знание им некоторых деяний турков в городе: "нынче мечеть султана", "нынче казарма янычаров, что сторожат Русские ворота", "башня разрушена турками" и т.п.
В то же время следов их строительной деятельности на протяжении 27-летнего пребывания в Каменце — строительство оборонных сооружений, реконструкция Замкового моста, разрушение храмов, монастырей, жилых домов в следствие артобстрелов при штурме города — на гравюре мы не находим.

Экспликация гравюры отображает объекты особого внимания автора. Это городские рынки, оборонные комплексы, монастыри, жилые строения, мельницы, бани, пивоварни.

Типы жилой застройки города


Армянский рынок


Польский рынок


Значительно внимание уделено топографии острова в аспекте его обороноспособности. Томашевич тщательно фиксирует все особенности скалистого каньона, в частности овраги вдоль кромки скалы, "природные дефекты скалы, искусственно исправленные" - №22.
Некоторые детали отображают плохое состояние крепости:
"башня в углу Старого замка, разрушена турками - 18, "следы башни, разрушенной порохом" – 19, "вход турок в ров Нового замка" - 25 и другие.

А — Новый замок, В — Старый замок, S — костёл Св. Станислава в Старом замке



17 — Башня Стефана Батория, 3 — Церковь Пресвятой Девы Марии, 4 — Церковь Св. Архангела Михаила, R — Церковь Cв. Петра и Павла




X — Церковь русская Пресв. Троицы, 5 — Церковь русская Спасителя в долине




Евфимий Сецинский в 1895 году о плане Томашевича:

"В каком виде заняли город турки, может показать нам план Каменца 1672 года, составленный местным жителем Киприаном Томашевичем вскоре после занятия города турками; этот план в том же 1672 году был издан краковским римско-католическим епископом Андреем Тржебицким, известным патриотом, который перед турецким нашествием на свои средства снарядил полк для защиты Каменца.

Из этого перспективного плана видно, что в то время Каменец был довольно густо застроен, в нем было до 800 домов, 24 христианских храма, в том числе 12 православных, 9 католических и 3 армянских. Многие из этих храмов были или разрушены во время штурма в августе 1672 г. или разобраны затем при турецком господстве. Через 27 лет город был оставлен турками в жалком положении, о чем буде сказано ниже.

М — иезуитский коллегиум и монастырь, Н — костёл Св.Петра и Павла, О — костёл Св. Екатерины, L — францисканский монастырь




С — Армянский бастион, N — монастырь Босых Кармелитов, Z — церковь Вознесения Господня


"В виду важности плана 1672 года для топографии Каменца XVII в. опишем этот документ и укажем сделанные на нём надписи.


В левом верхнем углу плана изображен герб Подольского воеводства: солнце в лучах с надписью: "Palatinatus Podoliae arma" (оплот Подольского воеводства).
Герб, окружен тремя изображениями, заимствованными из печатей трех каменецкие ратуш, или магистратов: направо печать русского магистрата, с изображением православного святителя, как кажется - св. Николая чудотворца, с надписью вокруг него: "Права русского Каменца-Подол."
в левой стороне печать польского магистрата, с изображением. св. Георгия на коне и с надписью вокруг: "Civitatis Camenecen. in Podolia" (города Каменца в Подолии); внизу печать армянского магистрата, с изображением овна и армянскою надписью.



В правом нижнем углу плана изображен герб епископа Тржебицкаго — лебедь, и под ним надпись латинская:
"Когда Каменцу угрожала величавшая опасность, приходит на помощь тржебицианский лебедь, укрепляет крепкие стены своими первосвященническими знаменами, и божественное дело ведется священным Марсом; о, если бы у всех был такой храбрый дух, то Каменец не страдал бы в неволе. —Пресветлейшему великому и достопочтеннейшему господину Андрею Тржебицкому, по благодати Божией и апостольского престола, епископу краковскому, князю северскому, великому господину и почтеннейшему благодетелю, нижайший Киприан Томашевич — Составил сие по привилегии его королевского величества."

Фрагмент плана



В левом нижнем углу находится латинская надпись следующего содержания:
"Каменец, город Подолии, чудесным искусством природы стоящий на высокой скале, наподобие горы, отделенной глубокой, но приятной долиной и рекой, и окруженный отовсюду неприступными утесами; построен Константином и Георгием Кориатовичами, князьями подольскими, почти за 300 лет по смерти их присоединён к Польскому государству; ст. самого начала был населен русскими, затем поляками и немцами (германцами) и наконец, армянами. Такое разнообразие в нравах и языке жителей поселило в князьях недоверчивость, и они, опасаясь, чтобы жители, полагаясь на природное укрепление города, не взбунтовались, построили на противоположной стороне оного, в предосторожность от очевидной опасности, два замка — старый и новый. Но эти замки, не имея достаточного гарнизона, не могли противостоять силе турок и таким образом, вместе с городом, сдались, и турки вошли (в город) 29 августа (по нов. ст.) 1672 года".

"Под этой надписью находится объяснение знаков. Здесь обозначены следующие пункты города и замка:

А. Замок новый
В. Замок старый
С. Большое городское укрепление
D. Ворота Польские
Е. Ворота Русские
F. Ратуша и рынок польский
G. Ратуша и рынок армянский


Дальше указываются храмы католические, русские и армянские, а именно:

Н. Кафедральный костёл Свв. ап. Петра и Павла, ныне (т. е. в 1672 г.) мечеть султана, в которую он имел торжественный въезд 3 сентября.
К. Костел Cв. Николая кляштора отцев проповедников (доминикан), ныне мечеть султанши
L. Кляштор отцов францискан
М. Коллегия отцов иезуитов, ныне султанская конюшня
N. Кляштор отцов кармелитов босых
О. Костел Cв. Екатерины с больницей, ныне конюшня
Р. Костел Cв. Михаила кляштора доминиканок, ныне казармы янычар, занимающих караул при Русских воротах
Q. Больница Cв. Лазаря
R. Церковь Cв. Петра и Павла, прежде русская, а ныне отданная католиками для отправления богослужения
S. Костел Cв. Станислава в старом замке, ныне мечеть
G. Армянская церковь Cв. Николая
Т. Армянская церковь Пресвятой Девы Марии
V. Дом, назначенный армянам, для отправления их, богослужения
X. Церковь русская Пресв. Троицы, ныне мечеть Мустафы-паши, султанова секретаря
Y. Церковь русская Св. Иоанна, ныне мечеть верховного визиря
Z. Церковь русская Вознесения Господня

2. Церковь русская Св. Николая
3. Церковь русская пресв. Девы Марии
4. Церковь русская Св. Архангела Михаила
5. Церковь русская Спасителя в долине
6. Церковь русская Св. Онуфрия в долине
7. Церковь русская Рождества Христова в долине
8. Церковь русская Св. Креста на Карвасарах
9. Сгоревшая церковь св. Георгия, ныне только пустое место


Затем указываются другие строения в городе и укрепления в замке:

10. Мельница польская
12. Мельница русская
13. Мельница армянская
14. Мельница для делания пороха, попросту пороховня
15. Пивоварня
16. Баня
17. Башня огромных размеров короля Стефана, называемая Crenarium (зубчатая)
18. Башня на углу старого замка, разрушенная турками подложенным порохом и вскоре возобновленная
19. Остатки башни, разрушенной порохом в ней хранившимся и нечаянно зажжённым продавцами овощей, бывшими в старом замке, при этом случае погибло народа и воинов более 600 человек, что случилось накануне вторжения турок, по закате солнца
20. Возвышенность скалы, окружающей гору, на которой стоит город
21. Крутизна противоположной скалы, возвышающейся над долиной и окружающей город от одних ворот до других
22. Обрывы скалы, исправленные искусственно
23. Мост, соединяющий город со старым замком
24. Канал под мостом крепостным, соединяющий реку с обоих концов
25. Вход турок в ров нового замка
Стрелками обозначено направление вырытых турками подземных подходов к Новому замку."


1672 медерит
Большой размер фото


Российский писатель, археолог, историк, краевед Александр Сементовский
в своей книге «Каменец-Подольский» в 1862 году, в дополнение к плану Томашевича и экспликации
пишет:


"Документом этим частью обнаруживаются, а частью доказываются следующие события:

1) Что первыми поселенцами Каменца были природные Русские, потом же начали селиться Поляки, за ними Немцы и, наконец, Армяне. Если же в настоящее время Немцев в город, кроме разумеется недавно поселившихся, и нет, и если в привилегиях королей также ничего не говорится о жителях этой нации, то это, без сомнения, или потому, что, по малочисленности Немцев, они не могли составлять особого народа, и следовательно нуждаться в особом устройстве правления, или, что еще вернее, что они, как католики, пользовались правами, данными Полякам.

2) Князья Кориатовичи построили замок не для защиты от внешних неприятелей, а для безопасности от собственных подданных.

3) Название ворот одних Польскими, а других Русскими есть очень древнее и происходит от мест нахождения их в частях города, заселенных жителями той или другой нации, а не потому, как объясняет народ, что при взятии Каменца Русскими, в одни из них вступили наши победоносные войска, а в другие бежали Поляки

4) Что православных церквей было не только гораздо больше чем ныне, но больше чем костелов и кляшторов католических, чем самым опровергается нелепая мысль некоторых, слепо преданных католицизму, полуграмотных патриотов, что будто Каменец издавна и по-преимуществу был городом католическим, и что будто бы главное по числу народонаселение его составляли Поляки, а не Русские. Подтверждается также, что Армяне каменецкие исповедывали прежде греческую веру, а не латинскую, и нынешний каменный костел их был храмом православным, потому и драгоценнейшая святыня его - образ Матери Божией, есть прямое духовное наследие не совратившихся в католицизм и забывших веру отцов своих - Армян, а православных Русских.

5) Что в Каменце было два замка и при них пороховой завод.

6) Что взрыв одной из башен старого замка, случившийся накануне вступления Турок в Каменец, произошел не вследствии геройского самоотвержения, как рассказывают польские историки, какого-то Немца, командовавшего гарнизоном, а от неосторожности продавцов овощей и, наконец,

7) Что Турки действительно вырыли, или точнее сказать вырубили в скалах много подземелий, о которых и доселе сохранилось в народе много рассказов, столь же мрачных и запутанных, как и подземелья эти."


******
У историков есть некоторые разночтения по экспликации плана. А. Сементовский приводит:

G. ратуша и рынок армянский,
S. костел св. Станислава в старом замке, а ныне мечеть.
Церкви армянские: первая св. Николая под буквою S, вторая - преблаженной Девы Марии под буквою Т; под буквою V. каменная, уступленная для отправления богослужения Армянам;

в оригинале же читаем:

G. Praetorium et forum Armenicum
S. Essclesia Armenorum prima S. Nicolai sub signo G. Altera Beatissimae Virginis Mariae sub signo T.
V. Lapidea Armenis pro devotione exercenda concessa.

То есть в оригинале армянская церковь Св. Николая подписана буквой G, а не S, как у Сементовского.

Е Сецинский обозначает Св. Николая, как в оригинале — G, но и ратушу армянскую именует этой же буквой, как и Сементовский.

G. Ратуша и рынок армянский
S. Костел Св. Станислава в старом замке, ныне мечеть
G. Армянская церковь Св. Николая
Т. Армянская церковь Пресвятой Девы Марии
V. Дом, назначенный армянам, для отправления их, богослужения


Несмотря на это и глядя на локализацию храмов на Плане Томашевича, можно понять, что именовать их следует так:

Y — Иоанно-Предтеченская церковь, G — Армянская ратуша, S — Армянская церковь Св. Николая, Т — Армянская церковь Пресвятой Девы Марии, V — Дом, назначенный армянам для отправления их богослужения




Оригинал экспликации Плана 1672 г.



Осада и штурм Каменца турками в 1672 году.
Каменец-Подольский — столица Каменецкого эялета в 1672-1699 гг. Часть 1.
Каменец-Подольский — столица Каменецкого эялета в 1672-1699 гг. Часть 2.

Обсуждение плана Томашевича на форуме "Замки, Крепости и Оборонные Храмы Украины"




_________________________________________________________________________
Источники:
Е.Сецинский "Город Каменец-Подольский. Историческое описание." Киев, типография С.В. Кульженко, Ново-Елисаветинская ул., соб. д. 1895 г.Стр 40-44.
А.Сементовский КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ. - Санкт-Петербург, 1862 г.
О. Пламеницкая. Застройка Каменца-Подольского по медериту К.Томашевича 1673-1679. Архитектурное наследие Украины.Киев. 1996 г
Сайт "Замки, Крепости и Оборонные Храмы Украины"




Tags: 1672, Жилая застройка, Замок, План города, Фортификация
Subscribe

Posts from This Journal “1672” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments