kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

"Подоль. Записки проезжего". 1866 год. Вид города. Монастыри и храмы.



Продолжаю публиковать избранные места из книги "Подоль. Записки проезжего".
Книга написана неизвестным автором под псевдонимом "И-тов" и издана в Киеве в 1866 году.

Авторство приписывается Теодозу Бродовичу (Teodoz Brodowicz)
Копия находится на сайте Biblioteka Narodowa, Польша.




Предыдущие части 1-6.


7.
С высоты Гунской крыницы, как с высоты птичьего полёта, мы можем видеть весь город. Под ногами Смотрич — неглубокий узкий ручей. От Гунской крыницы самое удобное обозрение города — собственно центра и его отдельных частей, фольварков. Вправо, немного вдали, виден замок тёмно-бурого цвета, ярко отличающийся от блестящего белого центра. Ещё правее, на том же берегу, где Гунская крыница, раскинуты Польские фольварки вчетверо более центра и потому там дворы намного просторнее, чище, много садов.
Прямо перед глазами собственно — город, он виден весь, как выточенный и поставленный на стол. И эта игрушка была когда-то неприступной.


Вид города от Гунской крыницы. 1859 год.

Фото из "Памятной книжки Подольской губернии на 1859 год, с двумя фотографическими видами г. Каменца".


Самый хладнокровный человек не может не помечтать, глядя на эту массу строений, стиснутых одно к другому и перемешанных, как алебастровые фигуры на лотке разносчика. Там, на окраине, какой то домик, без конца, без начала… Но, вглядевшись, вы заметите, что домохозяин купил место, где выходила часть древней стены, из стены то он и состряпал себе жилище. За этим домом стена уже видна ясно, как будто вышедшая из-под земли без всякой надобности, а далее опять нет её, а виден дом обыкновенной постройки и поблизости высунулась какая-то башня без крыши и держится на утёсе как огромная скворечница. Под всем этим старинные дома с черепичными крышами жмутся один к другому.

Всё это окаймлено с другой стороны костёлами, монастырями, среди которых высится пепельного цвета колонна (минарет), с луною наверху, попираемой эмблемой христианства — Божьею Матерью.


Вид города с севера до 1864 года.
Вид до 1864
Фото из альбома "Каменец", Абетка, 2014.


Монастыри и костёлы занимают всю западную часть окраины города почти один возле другого. Прежде всего бросается в глаза минарет, пристроенный турками к кафедральному, католическому собору, кажется самому древнему из костёлов.
После собора выдаётся более других своей потемневшею башнею-колокольней Доминиканский костёл-монастырь, где теперь католическая семинария.

Красивою архитектурою и новизною отделки обращает внимание костёл-монастырь Кармелитов Босых. Армянский костёл остался и до ныне. В нём хорошая старинная библиотека. Хорош ещё Тринитарский монастырь.

Бернардинский монастырь оправославлен (бернардинского монастыря в Каменце не было, вероятно, автор имеет ввиду Троицкий монастырь– kamienec).
Иезуитский коллегий разобран и на месте его устроена гимназия. Женских монастырей два: доминиканок в городе и визиток на Польских фольврках. В настоящее время монастырей и церквей католических семь, православных тоже семь.

Современные постройки и здания не возбудят в потомках ни удивления, ни благодарности. Если подъезжаете к городу по почтовой дороге из Киева, местность идёт в гору. Вам указывают: вот и Каменец! Но вы видите около дороги только четырёхугольное здание. Приблизившись, читаете: "тюрьма". Острог заслоняет красоту целого города издали. Напротив острога кладбище, которое напоминает узникам о загробной жизни.

Взглянув на это украшение города, проезжий въезжает в город с Польских фольварков. Более замечательных зданий современных построек нет, да и домов красивой архитектуры или даже удобно и чистенько расположенных не имеется. Есть довольно большие, даже многоэтажные, два этажа в земле и конюшни в подвалах (как например в доме почтовой конторы). Но нет ни одного дома, на которым бы остановилось воображение, чтобы сказать: "какой домик, как в нём всё удобно".

На Польских фольварках есть русская церковь,только в 1862 году освящённая. Другая церковь, построенная на пожертвование целой России, находится на Русских фольварках. Освящена тоже в октябре 1862 года. Обе не отличаются красотой архитектуры. Польско-фольварковая похожа, как выразился один архитектор, на судок: в такой странной пропорции сделаны её пять глав, особенно если глядеть с бульвара, откуда из-за домов более ничего не видно, как пять шеек с маленькими головками.


Церковь Св. Георгия на Польских фольварках в 1863-1872 гг.


Церковь на Русских фольварках отличается наоборот тяжестью архитектуры. Русские фольварки вообще на горе, господствующей даже над городом, и потому эта непропорциональность вышины стен с окнами производит неприятное впечатление.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Русских фольварках. 1970-е.


Я передал моё недоумение одному архитектору, для чего так неизящно употребляют они кирпичи: "фантазировать нам нельзя, потому что должны сообразоваться с утверждёнными образцами, есть на всё форма". Всё таки мне кажется, что архитектурное искусство у нас немного подгуляло, особенно думающее о виц-мундире.



_______________________________________________________________________________
Источник:
"Подоль. Записки проезжего". Киев. В типографии И. и А. Давиденко. 1866 год.


Tags: 1866, Записки проезжего. 1866., Литература о городе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments