kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Костёл Святой Троицы тринитарского монастыря



Укрепляя свои позиции на Подолье в 15 веке, Польша прежде всего заботилась об обороноспособности Каменца. Каменец был для Польши военным городом, выдвинутым на юго-восточную границу государства, на важную водную артерию — Днестр.
Но не менее важное значение имел для поляков Каменец как форпост католического христианства, где оно противостояло исламу. На Подолье появляются католические монашеские ордена, которые основывают в городе доминиканский и францисканский монастыри.

Однако, реализация программы католического строительства в Каменце натолкнулась на реалии недостатка свободных территорий: город был застроен жилыми зданиями и православными церквями.
Польские строители блестяще решили эту проблему. На западной кромке острова они расположили ряд монастырей, протянувшиеся узкой полосой шириной 90 и длиной 900 метров, сформировав таким образом своеобразную кулису — величественный "католический фасад" православного города, открывающийся перед тем, кто въезжал в Каменец дорогой через Замковый мост со стороны Хотина или Скалы Подольской.

Последним из построенных в третьей четверти 18 века монастырей, который замкнул католический фасад города, был монастырь тринитариев.



Современный вид костёла.

Яндекс-панорама

Несмотря на то, что орден тринитариев в Европе возник ещё в 12 веке, а основной целью его деятельности был выкуп христиан, попавших в мусульманский плен, в Польше он появился лишь в последней четверти 17 века, во времена короля Яна III Собеского. Когда часть подольских земель, входившая в состав речи Посполитой, была оккупирована турками, а многие жители оказались в неволе, миссия тринитариев стала как никогда акутальной.

В сентябре 1699 года, когда польские комиссары принимали Каменец от турок, тринитарии находились в лагере под окопами Святой Троицы, ожидая освобождения города.
Польские власти предложили тринитариям для размещения мечеть, построенную турками в каньоне около Польских ворот. Однако она после недавнего наводнения была сырой и непригодной для проживания и монахи отказались от неё. Один из прибывших, отец Михал (армянин Захарияш Михалевич), имел завещание от умершего во Львове бывшего жителя Каменца Жоминика Хочимирского на его "дворик".

"Двор деревянный славного пана Хочимирского" упоминается в описи города 1700 года напротив старого кармелитского монастыря "на скельце", перед Замковым мостом. А первое упоминание про этот участок встречается в актах армянского городского суда 1590 года, когда Мачей Надольский подарил шляхтичу Сабастиану Хочимирскому "пустую площадь" напротив дома покойного Станислава Срочицкого, поблизости от русской церкви Вознесения Господнего.
В построенном Хочимирским доме на начало 17 столетия был "зал гетмана Калиновского". Этот зал существовал в доме священника в усадьбе тринитариев ещё в конце 19 века. Название, очевидно, связано с тем, что тут останавливался польский гетман Марчин Калиновский весной 1651 года, когда гетман Николай Потоцкий стоял с войсками у Каменца во время войны с казаками.

Дом Хочимирского с указанным залом был каменным. Он изображён на медерите Киприана Томашевичана южной красной линии Армянского рынка напротив православной Вознесенской церкви — под четырёхскатной крышей, с дымоходом, с двумя окнами на продольной стороне. За домом был большой двор, который занимал террасу с крутым обрывом с южной стороны.

Дом Хочимирского на плане 1672 года.
Тринитарии Дом Хочимирского 1672

7 марта 1707 года монахи-тринитарии получили подтверждение завещания Хочимирского от воеводы Марчина Контского. Свой первый костёл они устроили именно в каменном доме с "залом гетмана Калиновского", пристроив к нему с в востока здание келий. Именно такое размещение строений изображено на плане города 1746-1749 годов. С 1712 по 1750 годы службу проводили в этом костёле.

План города 1746-1749 гг.


Эти здания в более позднее время были разрушены. В 2003 году мощные фундаменты этого большого каменного сооружения были раскрыты для реставрации и удалось зафиксировать прекрасно сохранившийся готический портал в подвальном ярусе, который свидетельствовал, что самым поздним временем постройки дома было 16 столетие.

Готический портал в подвале дома Хочимирского.
Автор фото О. Пламеницкая.



Исторические источники необычайно скупы на информацию о строительстве тринитарского костёла Святой Троицы, указывая только две даты: сооружение в 1750-1765 годах и освящение его епископом Адамом Крашинским в 1780 году.
Исследования костёла дают ответ на закономерный вопрос – почему костел был освящён лишь через 15 лет после завершения его строительства. Его строительная история насчитывает три этапа.

План с хронологической периодизацией.
I – 1750-1760
II – 1760-1773
III – 1773-1780



На первом этапе в 1750-1761 годах был возведён основной объём здания, которое, очевидно, из-за градостроительных было ориентировано нетрадиционно: главный фасад был повёрнут на север, к Армянскому рынку и находился в створе с домом Хочимирского. По обеим сторонам прямоугольной в плане абсиды вскоре были пристроены одноярусные ризницы (сакристии) длиной с абсиду.

Этот строительный период зафиксирован на планах 1761 и 1773 годов. На планах видно, что в это время значительно расширился сам монастырь, на территории которого, окружённой каменной оградой, выполняющей функции подпорной, появилась застройка.

План 1761 года.



План 1773 года.




Каким в то время был фасад костёла, неизвестно. Литературные источники подчёркивают лишь "убогость" тринитариев и их новой святыни. Вероятно, что костёл был окрашен в охристо-зелёноватой гамме — фрагменты такой окраски были обнаружены в 1999 году О. Пламеницкой под более поздними слоями.

Говоря про архитектурную типологию костёла, следует отметить, что существующая в интерьере асимметрия расположения оконных ниш относительно поперечной оси нефа, в частности смещение их к апсиде и наличие пятиметрового глухого простенка между стеной главного фасада и первой нишей, является нехарактерной для такого типа костёлов, где обычно соблюдается чередование одинаковых простенков и ниш.

Поэтому нельзя исключать, что фронтальная стена первоначально находилась на 3 метра южнее, неф был короче на 3 метра, соответственно ниши окон располагались симметрично относительно продольной оси. Это предположение опосредованно подтверждают планы 1761 и 1773 годов, где костёл показан в укороченных пропорциях, а между воротами ограды и главным фасадом зафиксировано значительное пространство. На этих планах северный фасад находится почти на одной линии с северным фасадом дома Хочимирского. А топографические планы 1793 и 1797 годов фиксируют разительно отличающуюся ситуацию: костёл уже имеет продолговатые пропорции, а его главный фасад — небольшой ризалит. Этот фасад значительно выступает вперёд по отношению к дому Хочимирского и расстояние между оградой и зданием значительно меньше. Из этого следует, что после 1773 года костёл был достроен в северном направлении вместе с барочным оформлением пристроенной части.

План 1797 года.




Барочный декор сооружения сконцентрирован на главном фасаде и создан на последнем, третьем этапе строительства.
Пышный главный фасад контрастирует с другими, лишёнными какого-либо декора. Одновременно с реконструкцией главного фасада был украшен и интерьер костёла, где использовано типовое решение с развитым карнизом на уровне пят арочных сводов и спаренными пилястрами с группами в простенках окон. Лишённое окон пространство между главным фасадом и первой парой пилястр занимали хоры. Исследователь Е. Ковальчик убеждён, что художественная концепция главного фасада и интерьера характерна для творчества Яна де Витте.


Костёл Св. Троицы на панораме западной части города. Начало 19 века.



Костёл Св. Троицы на литографии Брезе. 1841 год.



Костёл, который занял чрезвычайно выгодную градостроительную позицию на возвышенной террасе при въезде в город, в результате перестройки получил красивый, изысканный силуэт.
В соответствии с традициями тринитарского ордена, фронтон был декорирован скульптурами, которые символизировали спасение пленников. Центральное место занимала фигура ангела, посередине наклонных частей фронтона стояли фигуры воина и пленника, на краях —декоративные вазы. На углах фронтона с двух сторон расположились бюсты кардиналов ордена.

Выразительную барочную трактовку получила ограда костёла, парапетная стена которой ограничивала ступени для входа в ворота. Она была увенчана трёхфигурной скульптурной композицией. Центральное место занимала фигура Девы Марии, а на парапетах стояли статуи патриархов ордена: на западном пилоне Жана де Мата, на восточном — Феликса де Валуа. Характер исполнения скульптур свидетельствует, что они рассчитаны только на фронтальное восприятие: тыльные стороны сделаны и обработаны грубо.

Входная скульптурная группа. 1916 год.
1916трин1


Входная скульптурная группа. Современный вид.

Источник




Скульптуры на фронтоне. Современный вид.

Источник


Архитектурное оснащения костёла дополняла колористика, которая была достаточно эффектной. Фасады были покрашены ярким насыщенным тёмно-красным цветом тёплого оттенка, на котором выделялся архитектурный декор: белые пилястры, карнизы, "всевидящее око" на щите фронтона, обрамление окон и скульптуры.
Аналогичное двухцветное оформление получила часть ограды со стороны Армянского рынка и звонница в виде двухарочной стенки с пилястрами под гонтовым навесом. Костёл, который занимал видное место в панораме Каменца, благодаря насыщенному цвету был яркой доминантой. Во время реставрации фасадов в 1970 году, эта окраска была обновлена.
К сожалению, в 1999 году храм был перекрашен в цвет первоначального "убогого" храма периода первого этапа строительства.


Костёл в панораме юго-западной части города. Начало 20 столетия.



Костёл в 1930 году.
Автор фото С. Таранушенко.



Костёл до 1999 года.



Весна 1996 года. На чёрно-белом снимке видна тёмная окраска фасада.
На фото слева направо: Стасюк Андрей, Плиский Иван, Романюк Николай, Матковский Антон, Будзинский Виталий, Дубов Анатолий

Источник


Современная окраска костёла.



На третьем и последнем этапе реконструкции костёла, который проходил после 1773 года, интерьер был расписан тринитарием из Браилова Юзефом Прахтлем, одним из известных на Подолье художником.
В итоге, реконструкция «убогого» тринитарского костёла в архитектурных формах барокко состоялась лишь после 1773 года. Её автором, судя по творческой манере и характерной колористике можно считать Яна де Витте. Именно из-за этих работ и росписи интерьеров освящение храма произошло лишь в 1780 году.

Окончательное формирование территории монастыря тринитариев, судя по архивным планам, состоялось в 1760-е годы. Застройка состяла из основного корпуса келий (дом Хочимирского) и хозяйственных сооружений, пристроенных вплотную к ограде. В 1970-е годы существовал проект восстановления монастырской усадьбы (авторы Е. Пламеницкая, А. Тюпич), который остался нереализованным.

Проект регенерации тринитарского монастыря 1970-х.




в 1992 году костёл был передан греко-католической общине и в нём открыта церковь в честь священномученика Йосафата.

В 2003 году на территории усадьбы, за зданием кафе "Мрiя козака", были начаты работы по раскрытию подвалов монастырских келий (дом Хочимирского) и регенерации помещений.








Монастырский внутренний двор



Подпорная стена монастыря.



Костёл на открытке начала 20 столетия.
Тринитарии Открытка


Вид на костёл в 2010-е.

Источник


Костёл осенью 2016 года
Автор фото Юрий Савин



_____________________________________________________
Источник
О. Пламеницька. "Сакральна архітектура Кам’янця на Поділлі" — Кам’янець-Подільський: Абетка, 2005. — 388 с.




Tags: Католический фасад, Старый город, Храмы
Subscribe

Posts from This Journal “Католический фасад” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment