kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Крестовоздвиженская церковь на Карвасарах в Каменце-Подольском


Вид на церковь в начале 2000-х.
Автор фото Валерий Весна.


Река Смотрич в Каменце-Подольском крутым изгибом своего русла создала овальное плато, ограниченное со всех сторон крутыми и высокими стенами каньона. Лишь с западной стороны плато соединялось с материком узким перешейком, место которого в наши дни занимает Замковый мост. Город, территория которого была изначально ограничена стенами каньона, позднее был отделён от внешнего мира ещё и различными оборонительными сооружениями, в результате чего поселение на плато обособилось от низинной территории, находящейся на дне каньона, по обоим берегам реки.

На период 15-16 веков приходится этап активного заселения каньона во многом благодаря тому, что значительную часть долины реки удалось защитить, перегородив каньон комплексами укреплений Польских и Русских ворот. Параллельно с этим наблюдался отток православного населения из верхнего города, поскольку католики, упрочив свои позиции в Каменце, старательно вытесняли из города православных русинов, которые были вынуждены осваивать долину реки Смотрич, где раньше находились только водяные мельницы. Здесь на узких полосках земли, часто страдавших от наводнений, развивались отдельные предместья города.


Одно из таких низинных предместий Каменца, на территории которого и была возведена Крестовоздвиженская церковь, носило название Карвасары. Находилось оно в юго-западной части города, на полоске земли, тянущееся от Замкового моста вдоль склона скалистой возвышенности, увенчанной крепостью. Долгое время Карвасары считались отдельным селом Каменецкого староства, а статус предместья официально получили только в 1-ой половине 20 века.

Большинство исследователей считают, что своим основанием и названием Карвасары обязаны развитию Каменца в качестве крупного торгового центра. В 15–16 веках город находился на пути транзитной торговли с Востоком, и через Каменец проходили множество чужеземных купцов. В частности, в 1543 году польский король Сигизмунд I подписал распоряжение, согласно которому купцы, направлявшиеся с восточных земель через Подолье в сторону Московии, Литвы и Львова, не должны были обминать Каменец, где им приходилось платить пошлину.

Парадокс ситуации заключался в том, что в Каменце приезжие купцы зачастую не могли нормально торговать, поскольку в то время практически вся торговля в городе сосредотачивалась в руках армян. Чужеземцы были вынуждены со своими товарами размещаться в предместьях, за пределами городских укреплений. По одной из гипотез, в долине у подножия замковой горы, был построен караван-сарай, использовавшийся одновременно в качестве гостиницы и склада для товаров купцов. Этот караван-сарай, как считается, и мог дать название предместью. Есть и другие версии названия, но они не получили особого признания. Возможно, появление караван-сарая стоит отнести ко 2-ой половине 16 века, когда каменецкий староста Матвей Влодек, желавший развить внешнюю торговлю города, старался уменьшить влияние армян и оказывал покровительство чужеземным купцам. Самые ранние источники, в которых предместье фигурирует под названием Карвасары, относятся ко 2-ой половине 17 века.

Расположение Карвасар было крайне неудачным — его территорию время от времени подтапливали и разрушали воды Смотрича, а кроме того, плохо защищённое предместье, расположенное на пути к Русским воротам, часто разрушалось врагами города, даже если их сил было недостаточно, чтобы проникнуть за линию городских укреплений. От Карвасар брала начало старая Хотинская дорога, ведущая к Хотинской крепости. В долине реки, в окружении доминирующих над предместьем возвышенностей, было сложно удачно построить укрепление, однако в комплексе с замком и близлежащими укреплениями города каменный храм, возведённый на Карвасарах, мог усилить обороноспособность слабо защищённого предместья.

В конце 16 столетия в ущелье, протянувшемся вдоль южного склона замковой горы, развивается ещё одно предместье — Татариски. Оборонная церковь на Карвасарах, по гипотезе архитектора и реставратора Ольги Пламеницкой, могла появиться в этот период, поскольку благодаря её строительству доступ в ущелье, прикрытое сверху укреплениями крепости, можно было перекрыть ещё со стороны речной долины.
Таким образом, гипотетически существовавшая на тот момент оборонная церковь могла участвовать в защите двух предместий города – Карвасар и Татарисок.

К сожалению, сейчас сложно установить наверняка, когда именно и при каких обстоятельствах на территории Карвасар появилась церковь. Отдельные исследователи считают, что она могла существовать уже в 16-м веке, большинство других склоняются к мнению, что церковь здесь появилась в 17 веке, некоторые историки уточняют, что, по их мнению, церковь под стенами замка появилась в 1-ой половине 17 века.

Нет единого мнения и по поводу материала, из которого была построена первая церковь. Ольга Пламеницкая считает, что церковь изначально была каменной, большинство других исследователей считают, что храм был деревянный, а сохранившаяся до наших дней церковь является в общих чертах его копией. Так или иначе, но первое упоминание церкви относится к 1672 году, причём встречается оно не в письменном источнике, а на дошедшем до нас плане Киприана Томашевича, о чём речь пойдёт ниже.

Ситуация с проблемой датировки ранней версии церкви, в общем-то, типична для Каменца, где большинство храмов не имеют точной даты основания, а их ранняя история служит предметом дискуссий.

В начале Польско-турецкой войны (1672-1676) Каменец-Подольский был взят в осаду крупными объёдинёнными силами турок, татар и казаков. Спустя несколько недель осады Каменец пал и турки стали новыми хозяевами города. В Каменце турки задержались на 27 лет, до 1699 года, когда по условиям Карловицкого мирного договора Каменец вновь отошёл к Речи Посполитой. За годы турецкой оккупации город пришёл в упадок и потерял большую часть своего населения.

Многие исследователи, не придавая значения схематичному изображению храма на плане Томашевича, выражают сомнение, что в то время церковь была каменной. Против такой позиции выступает Ольга Пламеницкая, которая считает, что деталировку и значимость плана, как источника, часто недооценивают, хотя при детальном изучении медерита (гравюра на меди) становится понятно, что на Карвасарах перед приходом турок существовала каменная церковь.

Более того, Ольга Пламеницкая считает, что здесь могла существовать каменная церковь трёхконхового (трёхлепесткового) типа, похожая по структуре на другие аналогичные храмы города – Петропавловскую и Предтеченскую церкви, поскольку все эти храмы на медерите изображены в одном стиле.

На плане церковь изображена с высокой колокольней, увенчанной шатровой кровлей с заломом. На основе аналогии с другими храмами того же периода, можно предположить, что колокольня была разделена на три яруса. Нижний ярус играл роль притвора, здесь же был устроен главный вход в храм, а также лестница в толще стены, ведущая на второй, оборонный, ярус. Перекрытие между первым и вторыми ярусами могло быть каменными, между вторым и третьим – деревянное. Третий ярус, где размещались колокола, также мог служить для оборонных нужд. Неф и колокольню от непогоды защищала гонтовая кровля. Можно предположить, что у церкви была ограда, возможно, приспособленная к обороне, однако о ней нет никакой информации. Известно лишь, что начиная с 18 века, ограду вокруг церкви строили неоднократно.


8 - Церковь русская Св. Креста на Карвасарах на плане К. Томашевича.



В период турецкой оккупации на Карвасарах поселились татары-липки (польско-литовские татары), которые сильно досаждали христианскому населению в окрестностях города, поэтому во время польских военных походов на Каменец, в попытках отбить город у турок, Карвасары попадали под новые удары. Одна из первых польских атак на предместье прошла осенью 1673 года. В ходе практически непрекращающейся блокады города поляками, Каменец приходил в упадок, а к концу 17 века в предместьях города жизнь практически полностью замерла.

В 1699 году по условиям Карловицкого мирного договора турки возвратили Каменец полякам.
Комиссары, принимавшие город у турок, опечатали все православные храмы. После возвращения города полякам, православие попало в большую немилость, особенно после того, как в 1699 году Сейм постановил, что отныне православным запрещено селиться в Каменце.

Опустошённые Карвасары долго не заселялись. Только после того, как возле Замкового моста были построены две новые мельницы (одна на деньги старосты, другая – на деньги города), Карвасары начали снова заселяться. С этого момента в предместье начали селиться евреи, которым, как и православным, было запрещено селиться на территории верхнего города. К 1765 году на Карвасарах проживало всего 17 евреев, однако к 1787 году их численность возросла до 235. Селились здесь также мещане и ремесленники, выселенные из верхнего города за отказ принять католичество. В 18 веке Карвасары в документах фигурируют как хутор или село.


На плане 1713 года церковь обозначена номером 52 и круглым знаком, а местность названа Армянские фольварки.




В 1724 году церковь возрождает священник Гаврила Божовский, но это уже был не православный, а униатский (греко-католический) храм. Вероятно, церковь была возведена на фундаментах старого каменного храма. При церкви издавна существовал погост (кладбище) немалых размеров, который функционировал и в 18 – 19 веках. Здесь, в частности, были захоронены два священника, служивших при церкви в 1769 – 1785 и в 1785 – 1829 годах.

Описание церкви 1739 года сообщает, что тогда на Карвасарах стояла деревянная церковь с одной баней и на плане 1735 – 1740 годов можно увидеть небольшой прямоугольный в плане храм с небольшим притвором с запада. Прихожан у храма тогда было всего 30 человек.


Фрагмент плана 1735 – 1740 гг.




В 1770 году сильное наводнение, продолжавшееся больше суток, нанесло сильный урон постройкам в каньоне. Даже мощные укрепления Польских и Русских ворот были серьёзно повреждены, а часть деревянных построек (жилых и хозяйственных) была и вовсе уничтожена. Не приходится сомневаться, что церковь на Карвасарах также попала под удар стихии. Дальнейшее описание города в 1774 году отмечает, что церковь пришла в упадок, она «ветхая» и не пригодна для проведения службы.

В 1789 году на Карвасарах насчитывалось 104 жилых строения, а территория предместья значительно расширилась. Застройка Карвасар того времени мы можем увидеть на рисунке Г. Харитонова. Храм выделяется на фоне Каравасар своим остроконечным шпилем.


Крестовоздвиженская церковь, рисунок Г. Харитонова, конец 18 века.







После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Каменец был присоединён к России. В результате этого православие вновь начало отвоёвывать утраченные позиции.
В 1799 (по другим данным — в 1798) году Священник Иоанн Колаковский с прихожанами начинает строительство новой церкви, той самой, которая в перестроенном виде сохранилась до наших дней.
И в 1801 году священник Каллиник Нагорский освятил новый храм как православную церковь.


Небольшая деревянная церковь, традиционно ориентированная по оси восток-запад, была поставлена на фундамент из камня-известняка. Считается, что это было сделано с целью защиты церкви от наводнений. Церковь была трёхчастной, состояла из трёх срубов. Все три сруба были квадратными в плане. Их размеры по внешнему контуру: неф – 6,5х6,5, притвор (бабинец) и алтарь – 4,5х4,5. Вход в церковь, вероятно, был с запада, со стороны притвора.

После ревизии подольских церквей в первой половине 19 столетия протоирей Иоанн Скворцов сообщил Подольскому архипастырю Ксенофонту, что Крестовоздвиженская церковь является одной из беднейших церквей епархии. После такой вести Ксенофонт обратился к князю Галицыну, который тогда владел Карвасарами, с просьбой позаботиться о храме и привести его в благопристойный вид. Бедность храма олицетворяла благосостояние её прихожан, которые, в основном, были очень бедными людьми.
В 1848 году пожар уничтожил надвратную (?) колокольню церкви.


В 1863 году (по другим данным - в 1857)  церковь значительно перестраивают.

Боковые срубы завершали простые двускатные крыши. Центральный сруб, выполненный на тот момент по схеме "восьмерик на четверике", был увенчан восьмигранным шатровым верхом с декоративной главкой. Его высота в интерьере – 10 метров. В интерьере центральный сруб переходил в восьмерик при помощи парусов.

Пространство нефа было высотно раскрыто. Перекрытия у притвора и апсиды в форме низко усечённых пирамид. Неф от притвора отделяла прямоугольная арка-вырез. Снаружи церковь окружало опасание (открытая галерея), опирающееся на выпуски венцов срубов, которые играли роль кронштейнов. Над опасанием срубы вертикально ошалёваны, т.е. обшиты тонкими вертикально поставленными досками. Стены всех срубов были прорезаны высоко расположенными прямоугольными окнами. Кровли всех срубов церкви, опасание, а также кровля колокольни были выполнены из гонта. Скромный интерьер церкви украшали росписи в технике масляной живописи, иконостас (утрачен) и другие предметы церковного культа. С северной стороны в апсиде была пристроена небольшая ризница.

Во время этой перестройки у храма появилась и новая колокольня. Её пристроили к церкви с западной стороны. Как и срубы церкви, она была квадратной в плане, размерами 6х6 метров. Колокольня двухъярусная, типа "четверик на четверике", каркасной конструкции. Нижний ярус колокольни массивный и строгий. Наружная дверь устроена в северной стене строения, а через западную дверь колокольня сообщалась с притвором. Верхний ярус колокольни имел меньший объём и меньшие размеры. В каждой из четырёх его сторон, почти под карнизом, было устроено по паре отверстий (слухов) восьмигранной формы. Снаружи колокольня, как и верхняя часть срубов церкви, была вертикально ошалёвана. Колокольню венчала шатровая кровля, имевшая четырёхгранную форму в основании, но на одной трети высоты переходящая в шатёр восьмигранной формы с декоративной главкой. Полная высота колокольни вместе с крестом – 16 метров.

Возможно, именно во время этой перестройки у церкви появился новый главный вход, устроенный в северной стене нефа, поскольку западный вход был перекрыт новой колокольней. Перед входом было построено крыльцо с навесом, опирающимся на четыре фигурных столбика.

Особенно интересна малоизвестная деталь внешнего облика церкви – с внешней стороны храм (нижние ярусы трёх главных срубов) был обмазан глиной, а все его вертикальные стены были побелены в том же стиле, в котором традиционно обмазывали и белили подольские хаты, в том числе и те, которые стояли на Карвасарах.
Благодаря этому церковь гармонично смотрелась на фоне общего массива застройки предместья. Однако во время реставрации церкви эту деталь не воспроизвели. Белую Крестовоздвиженскую церковь можно было увидеть ещё в начале 20 века, а в 1980-х годах на срубах ещё можно было увидеть фрагменты обмазки. Ольга Пламеницкая в 1983 году ещё застала часть обмазки, на которой просматривался фрагмент росписей в виде геометрического орнамента красноватого цвета, из чего можно было сделать вывод, что в один из периодов своей истории храм был не только побелен, но и украшен снаружи росписями.


В 1876 году Каменец посетил знаменитый художник Наполеон Орда. Слева на заднем плане одного из его рисунков можно увидеть и Крестовоздвиженскую церковь. Хорошо заметно, что в тот период стены церкви были белыми.






В 1894 году при церкви было два дома и сарай. В одном из этих домов (?) была открыта церковноприходская школа. На рубеже 19-20 столетий приход Крестовоздвиженской церкви состоял из 576 мужчин и 602 женщин из 6 сёл: Карвасары, Татариски, Кубачевка, Янчинцы, Подзамче и Выдровка. В 1928 году Выдровка стала частью Подзамче, которое в свою очередь в 1957 году стало частью города. В 1946 году Татариски были переименованы в Смотрич, а в 1967 году Кубачевка стала составной частью этого села. Янчинцы остались отдельным селом, названном в 1945 году Колыбаевкой.

На фотографиях начала 20 столетия можно увидеть, как выглядело предместье Карвасары и Крестовоздвиженская церковь.


Вид с юга.




Вид с юго-востока.




Вид с северо-востока. 1910 год.




Вид с востока. 1916 год.




Застройка Карвасар.




При советской власти в 1920-е годы церковь закрывают. В 1923 году население Карвасар составляло 1566 человек, а на территории предместья размещалось 150 хозяйств. 4 марта 1926 года Карвасары официально стали пригородом Каменца, фактически – улицей на околице города.

1928 год. Дом священника был продан. Уже в наши дни сын покупателя дома, получив его в наследство от отца, снова вернул (подарил) дом церкви.


Вид с юго-запада, 1930 год. Автор фото С. Таранушенко.




Вид с северо-востока, 1930 год. Автор фото С. Таранушенко.




Март 1944 года
Кадр из военной кинохроники сделан после освобождения города от немецких оккупантов




1945 - 1953 годы. Церковь после войны действовала около 10 лет.
1953 год. Вскоре после Пасхи храм снова закрывают. После этого были демонтированы иконостас, престол, жертвенник, клирос и вывезены из опустошённой церкви.
1953 – 1956 годы. Церковь использовалась в качестве кинотеатра. Экран вешали на месте иконостаса.
1956 год. Церковь была взята под охрану государством.


Южный фасад. Автор фото Григорий Логвин.





Общий вид с востока. 1950-е.




18 мая 1977 года Совет Министров Украинской ССР объявил Старый город государственными историко-архитектурным заповедником.
В дальнейшем разрабатывался проект создания на территории Карвасар музея народной архитектуры и быта Подолья, который должен был помочь восстановить образ старого, но опустевшего предместья. Музей планировали заполнить экспонатами (церкви, хаты, мельницы и т.д.) из сёл, которые должны были быть затоплены водами Днестровского водохранилища. Музей должен был стать филиалом Музея народной архитектуры и быта Украинской ССР. Но эти планы так и не осуществились.


Общий вид на храм и предместье Карвасары с юго-запада, конец 1970-х – начало 1980-х.




Северный фасад, конец 1970-х – начало 1980-х.




Храм на почтовой открытке
Автор фото В.Лащенко




Церковь в 1978 году
Автор фото Николай Дубина






В 1987 – 1988 годах на основе проектно-сметной документации, изготовленной Львовским филиалом института "Укрпроэктреставрация", была проведена реконструкция и реставрация церкви, в результате чего облик архитектурного памятника впервые более чем за 125 лет изменился.

Колокольня, пристроенная к храму в середине 19 века, была от него оторвана и поставлена отдельно. Цель такого неоднозначного реставраторского решения – отделить позднюю колокольню, чтобы в чистом виде показать классический трёхчастный храм. Кроме того, в верхнем ярусе колокольни общее количество восьмиугольных окон увеличилось вдвое.
После реконструкции снова был открыт западный вход в церковь, таким образом, в итоге у церкви появилось два входа – западный и северный. Общая стоимость проведённых работ составила 59 300 рублей.


Храм в процесс реставрации, конец 1980-х. Колокольня уже отделена от церкви.




1990 год (?). Церковь передали общине верующих, которые провели ремонт интерьера храма.
1991 год. В храме начались богослужения.
1994 год. У церкви появился новый иконостас.
1995 год. На колокольне появился колокол.
2003 – 2005 годы. В интерьере церкви появились новые росписи.
2012 год. Церкви был подарен участок с домом, который с 1928 года пребывал в частной собственности. До 1928 года здесь был дом священника. На подаренном участке было развёрнуто строительство. По заявлениям духовенства, здесь планируют возвести новый дом священника и хозяйственные постройки. На этом же участке (в отдельном здании?) планируют открыть воскресную школу, также сообщалось о том, что часть новых помещений предназначено для проживания бездомных и пожилых людей.

Наши дни. Церковь отреставрирована, хорошо сохранилась в формах середины 19 века, хотя в ходе реставрации конца 1980-х годов облик храма был сильно искажён, когда колокольню отделили от церкви и поставили отдельно.


Вид с юго-востока. Июнь 2012 года.




Общий вид с востока. Сентябрь 2012 года.
Автор фото: Filin.




Храм в 2016 году
Автор фото Юрий Савин



Церковь считается памятником архитектуры национального значения, «ярким произведение подольской школы народного деревянного зодчества» («Памятники градостроительства и архитектура Украинской ССР»).

По словам знаменитого архитектора и искусствоведа Григория Логвина: "Архитектурные формы и пропорциональный строй ставят оба этих памятника, церковь и колокольню, в ряд лучших произведений подольской школы деревянной народной архитектуры".
Некогда это был типичный для Подолья храм, а в наши дни это единственная сохранившаяся деревянная церковь Каменца-Подольского и редкий, в своих гармоничных пропорциях, образец церковного зодчества 19 века.
Церковь находится по адресу Карвасары, 24. Церковь действует, храмовый праздник – 27 сентября (день воздвижение Креста Господня). Церковный двор окружён невысокой современной каменной оградой. В 2012 году рядом с церковью было начато строительство нового дома, в котором, вероятно, будет находиться воскресная школа.


Ещё много интересного на Форуме
______________________________________________________________________
Источник
Портал "Замки, Крепости и Оборонные Храмы Украины".

Tags: Храмы
Subscribe

Posts from This Journal “Храмы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments