kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Городская Ратуша в Каменце-Подольском.


Ратуша в конце 1950-х.

В центре Старого города стоит Ратуша — памятник архитектуры 15 -19 столетий. Она известна еще как дом польского магистрата и является главным элементом в историко-архитектурном ансамбле рыночной площади.
Здесь когда-то заседала законодательная и исполнительная власть Каменца и в течение нескольких веков в этом доме рассматривались важнейшие вопросы городской жизни.



Первое изображение Ратуши, дошедшее до нас, можно увидеть на гравюре Киприана Томашевича 1673-1679 гг., где она обозначена буквой F.



Дату постройки Ратуши однозначно установить пока не удалось. По оценкам разных исследователей это период между 14-16 веками.
Застройка Каменца в средние века происходила в соответствии с нормами градостроительства и управления по образцам европейских городов 12-15 веков, которые имели право самоуправления. Жители Каменца получили это право еще в 1374 году, согласно грамоте литовских князей Александра и Юрия Кориатовичей. Однако реальное утверждение в городе Магдебургского права началось только после окончания борьбы за Каменец между литовцами и поляками. Это соперничество окончательно завершилось в 1434 году присоединением Центрального Подолья и Каменца к Польше, созданием Подольского воеводства и объявлением Каменца королевским городом. За два года до этого, в 1432 году, Польский король Владислав II Ягайло в грамоте каменецкому войту Георгию и его преемникам подтвердил права, предоставленные городу грамотой Кориатовичей.

Памятник имеет еще одно название — Дом польского магистрата. Здесь до 1793 года, когда Каменец перешёл во владение Российской империи, размещался этот польский руководящий орган (за исключением периода 1672-1699 годов, когда городом владели турки). Часто этот магистрат называют русско-польским — был период, когда магистраты русской и польской общин города были объединены.


Ратуша на фотографии Михаила Грейма. Конец 19 столетия.




Ратуша на фотографии начала 20 столетия.




Сама Ратуша состоит из двух частей – двухэтажного здания и восьмиярусной башни-колокольни. Когда-то они стояли отдельно, на расстоянии 3 м друг от друга. Но после пожара 1616 года их объединили в единый объём и расширили пристройками с северной стороны. Главный западный фасад подчеркивало высокое крытое крыльцо с двумя лестничными подъемами, а восьмиярусная башня имела барочное завершение.

Исследования каменных кладок 1-го и 2-го этажей здания Ратуши, выполненные в процессе разработки проекта реставрации в 1947 году, показали, что строение сформировалось в результате четырёх строительных этапов, причём на первом этапе оно стояло отдельно от башни. Сохранившиеся на северном фасаде 4 типа окон отражают последовательные фазы перестройки Ратуши. Представляет интерес позднеготическое оформление окна второго этажа, находящегося в кладке третьего строительного этапа.


Южный фасад Ратуши.



Источник


Декор на стойках обрамления с позднеготическим профилированием в виде перпендикулярных стержней и резной плетёнки представляет собой аналогию с белокаменным обрамлением окна второго яруса на восточном фасаде башни Лянцкоронской Старого замка, встроенного в конце 15–начале 16 столетий при замене бойницы на окно. На этом основании логично датировать третий этап реконструкции Ратуши началом 16 столетия. Готический портал старого объёма сооружения в южном помещении подвала идентичен порталу башни Лаской. Портал на старом западном фасаде, отнесённый к первому строительному этапу, можно датировать концом 14-началом 15 столетий. Его сравнение с обрамлением окна первого яруса восточного фасада башни-звонницы армянской церкви Св. Нигола, что в этот период к строительству Ратуши имели отношение армянские мастера.

Элементы белокаменного декора:
1 - окно второго яруса на восточном фасаде башни Лянцкоронской Старого замка
2 - окно второго яруса на северном фасада Ратуши
3 - портал старого объема первого этажа Ратуши
4 - портал третьего яруса башни Лаской Старого замка
5а - фото портала первоначального входа в Ратушу
5б - обмер портала первоначального входа в Ратушу
6 - окно первого яруса восточного фасада башни-звонницы армянской церкви Св. Нигола


Вид Ратуши в конце 14 столетия.


В литовский период Ратуша имела вид двух отдельных объёмов — здания и расположенной рядом башни и, вероятно, была окружена с юга и с запада открытыми галереями-подсеньями, аналогично жилой застройке по периметру Рынка, которая существовала до конца 17 столетия. На наличие галерей указывают подвалы, окружающие здание по периметру с южной и западной стороны.

Эволюция архитектурно-пространственной структуры русско-литовской Ратуши:
а. вид на конец 14 века
б. вид на конец 16 века
в. план II этажа
г. план I этажа
д. план подвала
штриховка:
1 — 2-я половина 14 века,
2 —середина 15 века,
3 — 16 век


Таким образом с начальными строительными фазами можно связывать нижние ярусы башни Ратуши, первый и частично второй этажи основного здания. не исключено. что местонахождение Ратуши было обозначено остатками какого-то предыдущего сооружения и нижний ярус башни является его частью. Дальнейшая эволюция Ратуши происходила путём объединения башни и здания и надстройки башни по подобию готических ратуш Восточной Европы.


Вид Ратуши в конце 16 столетия.



Ратуша достаточно богата помещениями: 10 — на первом этаже , по 9 — на втором и в подвале. Кроме того, существует ещё второй ярус подвала, который не расчищен: в нем, по оценкам, должна быть еще 9 комнат. Вполне вероятно, что Ратуша имеет и третий ярус подвалов (ведь дома с трехэтажными подвалами в Старом городе есть: например, тот, в котором сейчас находится Национальный природный парк " Подольские Товтры " — Польський рынок,6.

Требуют изучения и подземные ходы, которые отходят от Ратуши. Вот что писал о них краевед Сергей Шкурко:
"Один ведет к Армянскому рынку, второй — в противоположную сторону, к Кафедральному костёлу. Его обнаружили у входа в городскую типографию, на глубине около 3 м. Подземные ходы очень прочные, имеют железные двери, дверные косяки которых сделаны из тёсаного ракушечника".
Кроме этих — южного и северного, исследователи упоминают ещё о двух ходах от Ратуши — на восток и на запад.

Украшением башни являются часы, впервые установленные еще в 18 веке. Они имели два колокола, которые в 1753 году отлил из меди и серебра известный львовский мастер Теодор Полянский — об этом свидетельствуют надписи на самих колоколах. Подарил колокола городу теребовлянский староста Михал Франтишек Потоцкий, выкупив их у Доминиканского костёла.

В 1818 году, перед приездом в город российского императора Александра I в ночь с 24 на 25 апреля (по старому стилю) в Ратуше произошёл пожар. К счастью, не было ветра, и огонь ограничился одной Ратушей. Но часы надолго замолчали. В 1850 году Ратуша снова горела. Известно, что часы на башне восстановили лишь в 1884 году.

Пострадали Ратуша и её часы и во время войны 1941-1945 годов. Сейчас один колокол хранится в музее, а голос второго ежечасно можно услышать на площади.

В древности часы на башне были расположены на уровне четвертого яруса. Это были обнаружено в 1981 году во время реставрации Ратуши. Механизм часов не сохранился, но реставраторы в память о нем с трёх сторон башни (кроме южноой) установили циферблаты на уровне четвертого яруса.


Ратуша в 1944 году.

Источник




Ратуша - это интересный сплав разностилевых наслоений — ренессанса, барокко, ампира — на первоначальной готической постройке.
Её западный фасад украшают лестница и аркада, составленные из белого тёсаного камня. Лестница ведет на открытую галерею с балюстрадой, решённой с необычайным мастерством, что подтверждает высокий уровень каменотесного ремесла.

По описанию Каменца-Подольского 1700 года, которое после возвращения города от Турции Польше составила государственная комиссия, представлена ревизия города с указанием состояния домов , оставленных земельных участков после выхода турок из города в сентябре 1699 года.
Есть там и описание Ратуши:
"Ратуша каменная посередине польского рынка, к которой ведет каменная лестница, разрушенная внизу, требует починки ; в самой ратуше пять комнат без печей и окон, однако на двух окнах железные решётки, трое железных дверей, своды в нескольких местах пробиты польскими гранатами с большим разрушением, стены значительно потрескавшиеся, стропила и кровли старые попадали".

Известно, что в 1738 и 1746 годах польский король Август III направлял специальные комиссии в Каменец, в обязанности которых входило изучение благоустройства города и выработки программы действий по его благоустройству. В фондах графики Кабинета искусств Львовской научной библиотеки им. Василия Стефаника НАН Украины, среди материалов коллекции Яна Гвалберта Павликовского, найден оригинальный проект Яна де Витте 1742 года. Это - «Проект фасада Ратуши ( польского магистрата ) в Каменце-Подольском» , где на фасаде Ратуши предполагалось разместить памятную таблицу в честь подольского воеводы Вацлава Жевуского, коменданта каменецкого замка. Но, вероятно, найденный проект остался только на бумаге.


Западный фасад на проекте Яна де Витте 1742 года.



Реконструкцию Ратуши, выполненную в 1754 году, связывают с деятельностью специальной комиссии 1746 года под руководством архитектора Яна де Витте, но со внесёнными изменениями в его проект.
Над входом на второй этаж была встроена мемориальная плита, латинская надпись которой скупо сообщает:
"Реставрация ратуши подольской проведено счет воеводства. Каменец. Года Божьего 1754".
Сверху изображен старинный герб Подолья - улыбающееся солнце.

Сохранился документ 18 века, в котором указано, что Ян де Витте "в порядке заботы ... принялся за реставрацию ратуши, позорного столба, башенных часов, которые помнили турецкое время, фонарей на тёсаных столбах, и на каменное мощение некоторых площадей и улиц внёс 8911 злотых".
Башня в этот период была надстроена седьмым и восьмым ярусами и получила барочное завершение.







После пожаров 1817 и 1850 годов были проведены ремонтные работы здания и башни. На башне сделали новое завершения, часы и колокола установили в 1884 году. Восстановления после пожаров изменили внешний вид фасада Ратуши и немного оставили от сооружения середины 17 века , а именно от бывших декоративных форм .
После войны здание было без крыши, перекрытий, оконных и дверных заполнений.

Во второй половине ХХ века реставрационные работы этого памятника выполнялись постепенно. Первая очередь работ проводилась в 1954-1955 годах под руководством архитектора Юрия Нельговского . В ходе реставрации автор стремился сохранить исторические черты достопримечательности на разные периоды постройки. Башня была завершена в стиле ампир. После проведенных ремонтно-реставрационных работ помещения второго этажа Ратуши предложили использовать как "конторские", а подвальные помещения — под склады .
В 1967 году второй этаж Ратуши стал одним из филиалов исторического музея-заповедника.


Фото 1980-х.



Фото начала 2000-х.

Автор фото Валерий Весна.



Вторая очередь работ на памятнике выполнялась в 1973 году. Ее автором был архитектор Анатолий Тюпич. Согласно проекту планировалось восстановить башню на период 18 столетия, а сами работы решено проводить поочередно в три этапа : сначала - противоаварийные - укрепительные, далее - реставрационные работы на башне от уровня земли до начала современного ограничительного карниза, наконец - реставрация верха башни.

Работы третьего этапа реставрации башни были выполнены в 2008 году. Было воспроизведено барочное завершение колокольни и покрыто листовой медью, обновлён древний символ Подолья — "солнце".


Северо-восточная сторона башни. 2013 год.


Западный фасад. 2012 год.

Автор фото Пётр Игнатьев.


В наши дни на втором этаже и в подвале ратуши расположены экспозиции музея, на первом этаже — кафе.
На площади перед зданием проводятся праздничные городские мероприятия.


Открытие туристического сезона 2-3 мая 2014 года




Источник



________________________________________________________________________________________
Источники:
Олег БУДЗЕЙ "ПОДОЛЯНИН", 12.09.2003
Жанна КАРБОВСЬКА, "ПОДОЛЯНИН" 25.04.2014
О. Пламеницкая Castrum Camenecensis. Фортеця Кам’янець. — Кам’янець-Подільський: Абетка, 2012


Tags: Кам'янець-Подільський, Общественная застройка, Польский рынок, Старый город
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments