kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Каменец-Подольский — столица Каменецкого эялета в 1672-1699 гг. Часть 2.



Часть 1.

Турки, заняв Каменец, начали постепенно организовывать религиозную жизнь города по мусульманским традициям. Расширение и пропаганда ислама составляла важную основу государственного строя Оттоманской Порты. Каменец должен был стать новым культурным центром ислама. Главными институциями, которые сопровождали мусульманскую религию, были "вакуфы" — частные религиозные фонды, под опекой которых находились приходы. Вакуфы создавали члены семьи султана, представители власти, купцы, ремесленники. Доходы вакуфов предназначались для строительства и содержания мечетей, коммуникаций, караван-сараев, базаров, бань, школ, библиотек, приютов, госпиталей.


После торжественной службы в султанской мечети 2 сентября 1672 года Мехмед IV пообещал трём визирам и проповеднику предоставить владения на Подолье, чтобы они могли организовать вакуфы. В 1673 году им также была назначено получение части доходов города и придано по несколько сёл. Фонды семьи султана осуществляли патронаж над некоторыми главными храмами.

Турки переоборудовали в мечети семь каменецких храмов. Четыре из них прямо поименованы в экспликации к плану Киприана Томашевича 1672 года. Ещё три храма атрибутированы как мечети согласно версии О. Пламеницкой и польского исследователя Д. Колоджейчика (D.Kolodziejczyk).

1.
Кафедральный костёл Св. Апостолов Петра и Павла на плане 1672 г. — буква Н




Для придания главной мечети султана доминирующего признака турки возвели перед западным фасадом кафедрального костёла Св. Апостолов Петра и Павла высокий красивый минарет, который стал изысканной и экзотической доминантой города.


Источник


Для основания минарета турки использовали северо-западную ренессансную часовню с куполом, которая была перестроена: углы кубического объема срезаны в виде семигранной пирамиды, облицованной камнем.


Источник

Внутреннее пространство часовни было засыпано на высоту 1,7 метра от земли, откуда, ещё в объёме часовни, начинались ступени винтовой лестницы минарета. На этом же уровне находился первоначальный вход на минарет, устроенный в северном фасаде часовни.
Общая высота минарета с полумесяцем составила 38 метров. Столб минарета высотой 26 метров с внешним диаметром 2,8 метра и внутренним 1,64 метра внизу был построен из специально вытесанных блоков известняка. В верхней части столб резко сужался. Конструктивную прочность минарета обеспечивала система вмонтированных в цилиндр лестничной клетки 136 каменных ступенек, которые одновременно составляли центральный столб. Лестничную клетку освещали ритмично расположенные по спирали узкие прорези окон в стенах. На высоте 27 метров круглый каменный столб расширялся, создавая 10-гранный консольный балкон с каменными перилами. Выше балкона столб поднимался еще на 5,8 метров. переходя на высоте 33 метров в конечный стилобат, который завершался 4-х гранной ионической капителью, увенчанной шаром, обвитым змеёй, держащей яблоко и последним витком удерживающей полумесяц.

Точная дата возведения минарета неизвестна. На медерите К Томашевича он не показан. Известно, что после овладения Каменца турками Томашевич пробыл в городе лишь несколько месяцев и затем уехал в Польшу и создавал гравюру по предварительно сделанным эскизам. Вероятнее всего минарет возвели в конце 1670-х годов.


Минарет на гравюре Е. Кошкина. 1794 г.



Судя по специфической форме срезанных углов северной часовни, её также готовили к возведению минарета, но очевидно, что успели только начать это строительство.


Источник

При мечети султана действовала одна из трёх мусульманских школ для получения образования детьми, рожденными в Каменце, а рядом с мечетью, на территории бывшего польского кладбища, было устроено кладбище мусульман.


2.
Доминиканский костёл Св. Николая — К



Вторая по значению мечеть, расположенная в доминиканском костёле Св. Николая, была посвящена 30-летней жене-фаворитке султана, итальянке, рождённой на Крите, Рабие Гюльнуш, матери двух наследников трона, которая сопровождала султана в первые недели каменецкого похода. В период турецкого владения в костёле не было произведено значительных изменений, за исключением сооружённых в монастырском клавструме фонтана и памятника умершей дочке первого военного губернатора Галиль –Паши. Также в костёле был установлен резной белокаменный амвон, который сохранился до наших дней.

Мусульманский амвон в костёле доминиканцев.

Фотография М. Грейма.


3.
Францисканский костёл Успения Девы Марии — L



Матери султана, Турхан Хатидже, была посвящена мечеть, которую источники не идентифицируют, хотя её существование не вызывает сомнений. По счетам на строительство известно, что в 1680 году к ней был пристроен минарет. Можно предположить, что этой мечетью был францисканский костёл Успения Девы Марии — третий из больших костёлов, окружающих Рынок. Предположение основано на том, что при западном фасаде костёла имелось крыльцо, которое могло стать основой для минарета.


4.
Церковь Иоанна Предтечи — Y



Русская церковь Иоанна Предтечи сразу же после оккупации в 1672 году была переделана на мечеть в честь великого визиря Ахмеда Кёпрюлю, в которой после его смерти в 1678 году был устроен вакуф. Вакуфу великого визиря принадлежали 7 мельниц, монастырь, дом армянского священника, сад, винокурня и некоторые другие дома.


5.
Церковь Св. Троицы — X




Мечетью вакуфа второго визиря Мусахиба Мустафы была православная парафиальная церковь Св. Троицы. Мусахиб Мустафа принадлежал к интеллектуальному кругу лиц, приближённых к султану, и был известен как меценат. Основанный им вакуф получал доходы из 5 сёл, расположенных в окрестностях Жванца.

Переустройство Троицкой церкви сопровождалось реконструкцией: верхний ярус вежи-звонницы был разобран и вместо него построен минарет. Судя по тому, что этот минарет показан на медерите К. Томашевича, можно утверждать, что сооружение минарета произошло в первые месяцы после овладения города турками. Минарет был небольшим и представлял собой столб высотой около 10 метров, который начинался небольшой срезанной пирамидой, расположенной на углу разобранной звонницы храма. Столб поднимался на 5-6 метров, затем расширялся , переходя в каменный балкон. Выше него столб меньшего диаметра поднимался ещё на 4-5 метров и завершался типовым острым каменным конусом, характерным для минаретов. Минарет при церкви просуществовал недолго —ни один их послетурецких источников про него не упоминает. Очевидно, он был разобран сразу после выхода турок из Каменца в 1699 году.


6.
Армянская церковь Св. Нигола — S



Вакуф третьего визиря Кара Мустафы, который в 1676 году стал великим визирем, был создан в 1672-1673 годах. Его мечетью была армянская церковь Св. Нигола (Cв. Николая), а доходы поступали из нескольких сёл, в числе которых были Новосёлка (сейчас Рыхта) и Студеница.


7.
Костёл Босых Кармелитов — N



Султанский проповедник Вани Мехмед Эфенди основал вакуф с мечетью в бывшем костёле Босых Кармелитов.
Источники в архивах Стамбула указывают, что сооружения этого кармелитского монастыря были разобраны, а камень использован для ремонта моста. на месте монастыря был устроен шанец (батарея) для защиты въезда в город. Однако судьба самого костёла осталась загадочной — несмотря на то, что ни один источник не упоминает про его разрушение, при освобождении города в 1699 году его уже не существовало.



8.
Костёл в Старом замке — S



В бывшем костёле Св. Станислава в Старом замке Галиль-Паша основал небольшую мечеть. Это говорит о том, что костёл был каменным: деревянные строения турки обычно разбирали на топливо для отопления.



9-10.
Кроме приспособленных для мечетей старых храмов турки выстроили две новых мечети: в каньоне у Польских ворот и в Новом замке. Про их внешний вид, к сожалению, ничего не известно.

Мечеть у Польских ворот на плане 1713 года Бенедикта Ренарда. — 23




Всего во время турецкого владения в Каменце существовало 10 мечетей. Согласно письменным и иконографическим источникам, минареты были при 3-х мечетях: при костёле Св. Петра и Павла, предположительно, при францисканском костёле и при церкви Св. Троицы.

На всём протяжении турецкой оккупации Польша неоднократно делала попытки вернуть Каменец. Эти попытки, хоть и не приводили к успеху, но приносили туркам постоянные неудобства. Город фактически пребывал под перманентной осадой польских войск, которые стояли в близлежащих крепостях и препятствовали поставкам провианта и снаряжения. Эители города, которым было куда уйти, оставили его. Бежали даже турецкие солдаты, не выдерживая морозов, эпидемий и недостатка продовольствия.

Вопреки всем стараниям туркам так и не удалось наладить жизнь в Каменце и превратить город в мусульманский культурный и религиозный центр. Им удалось лишь превратить город в сплошную руину. Каньон и окраины верхнего города превратились в пустыри: турки разобрали и сожгли почти все деревянные строения. В следствие многочисленных бомбардировок целые кварталы стали свалками битого камня, но восстановительные работы не велись. Основное внимание турки были вынуждены уделять фортификациям. Возможностей не хватало даже на ремонт старого жилья, не говоря уже про строительство нового и сооружение мечетей.
Низкое качества ремонта Замкового моста свидетельствует о том, что турки работали поспешно и не чувствовали себя полноправными хозяевами города.

Оккупация Каменца закончилась так же скоропостижно, как и началась. В 1699 году было подписано Карловицкое соглашение между Турцией, Россией, Австрией, Польшей и Венецией, по которому Турция должна была вернуть Подолье Польше. Передача города произошла 12 сентября 1699 года. Польские комиссары приняли у последнего бейлербея Каграмана Мустафы два ключа — от города и замка и подписали документ про принятие Каменца.

Часть 1.

_____________________________________________________________________
Источник
О.Пламеницька. "Сакральна архітектура Кам'янця на Поділлі" — Кам'янець-Подільський: Абетка, 2005.
Tags: 1672, 1699, История, Каменец-Подольский, Храмы
Subscribe

Posts from This Journal “1672” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment