kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Каменец-Подольский — столица Каменецкого эялета в 1672-1699 гг. Часть 1.


Фрагмент гравюры Елисея Кошкина. 1794 г.


18 августа 1672 года в ходе польско-турецкой войны османская армия взяла в осаду Каменец.
Об этом подробно описано в статье "Осада и штурм Каменца турками в 1672 году".
Немногочисленный польский гарнизон был вынужден пойти на переговоры, 27 августа замок капитулировал и 2 сентября 1672 года, согласно акту капитуляции, Каменец стал турецким городом. Началось 27-летнее турецкое владычество.



Уже 30 августа началась эвакуация населения из города. Турки позволили желающим выехать с определённым количеством имущества, обеспечив около 300 возов в сопровождении 3000 солдат для 1500 жителей, которые оставляли Каменец. Преимущественно это были поляки.
Вторая волна эвакуации состоялась после подписания 18 октября Бучачского трактата, согласно которому Подольское воеводство Речи Посполитой передавалось Турции и становилось Каменецким эялетом, провинцией Османской империи.

Польская шляхта по желанию могла выехать с семьями и челядью на протяжении двух месяцев. Шляхте, которая желала остаться, турки гарантировали владение имуществом при условии оплаты налогов. Большая часть поляков оставила Каменец. Армяне, поддавшись уверениям о лояльности турок, поначалу остались в городе, однако вскоре поняли, что ошиблись: турки начали ущемлять права армянской нации. Первыми город покинули армянские монахини, что проживали при Благовещенской церкви. Вскоре из города выехало еще 600 армян.

Официальный въезд султана Мехмеда IV был назначен на 2 сентября 1672 года.
Приготовление к этому торжеству в значительной мере касалось каменецких храмов. Новой мусульманской власти были нужны святыни. В соответствии с актом капитуляции наибольшие костёлы и церкви были переосвящены в мечети. По мусульманским обычаям были также «очищены» и кладбища при храмах.
Торжественная процессия, однако, не смогла 2 сентября войти в город главной дорогой через Замковый мост и Городские ворота.
При штурме турки так повредили мост, что султану пришлось въезжать нижней дорогой, которая пролегала в каньоне и проходила через Русские ворота и южные ворота Стефана Батория. В этот же день состоялась первая служба в только что переустроенном в мечеть кафедральном костёле.


А – комплекс укреплений Русских ворот
В - южные ворота Стефана Батория




Семь каменецких храмов турки переоборудовали в мечети. Четыре из них прямо поименованы в экспликации к плану Киприана Томашевича 1672 года. Ещё три храма атрибутированы как мечети согласно версии О. Пламеницкой и польского исследователя Д. Колоджейчика. (D.Kolodziejczyk).

Обозначение — номер. буква на плане.

1. Н. Кафедральный католический костёл Св. Петра и Павла — Мечеть султана

2. К. Доминиканский костёл Св. Николая — Мечеть султанши-фаворитки

3. L. Храм, название которого в турецких реестрах не указано (версия –францисканский костёл) — Мечеть матери султана

4. Y. Иоанно –Предтеченская церковь — Мечеть великого визиря Ахмед-Паши (Фазыл Ахмед-паша Кёпрюлю)

5. X. Церковь Св. Троицы — Мечеть второго визиря Мустафы-Паши (Мусахиб Мустафа)

6. S. Армянский храм Св. Нигола (Св. Николая) — Мечеть третьего визиря Кара Мустафы (версия)

7. N. Костёл монастыря кармелитов — Мечеть султанского проповедника Вани Мехмеда Эфенди (версия)



Другие костёлы были использованы для хозяйственных нужд: в них были размещены склады хлеба. сухарей, зерна, масла, уксуса, мёда.

Почти все католические священники, по примеру епископа Веспасиана Лянцкоронского, оставили город. Остались лишь несколько ксёндзов, не желающих покидать свои паствы. Среди них кафедральный ксёндз Мачей, ректор иезуитского коллегиума Ежи Шорнел и доминиканец отец Франчишек.

Назначенный каменецким бейлербеем (военным губернатором) Галиль –Паша вызвал к себе отца Шорнела и предложил для небольшого количества католиков, которые остались в городе, отремонтировать повреждённый костёл Св. Екатерины (буква О на плане), который находился вблизи кафедрального костёла. После ремонта крыши силами поляков-католиков и армян-униатов в нём появилась возможность проводить службу.

Костёл Св. Екатерины.


Но вскоре костёл Св. Екатерины был отобран турками, в нём и в иезуитском коллегиуме были устроены конюшни. Католикам была передана православная Петропавловская церковь. Это вызвало возмущение у православной общины города.


Русским жителям города турки, возможно по причине их союзничества с гетманом Дорошенко, предоставили больше привилегий. Львовский православный епископ Иосиф Шумлянский, которому было подчинено Подолье, во время турецкой оккупации неоднократно бывал в городе и турки принимали его с почестями. Однако, после тайного принятия Шумлянским в 1680 году унии, цареградский патриарх Иаков в 1681 году по желанию турок посадил на Подолье грека Панкратия в сане Митрополита Каменецкого, Подольского и экзарха всией Малой Руси.

Из существующих в то время 20 храмов города православным русинам оставили три церкви: Рождества Христова в каньоне, Св. Михаила и Св. Николая в верхнем городе.

Армянам вместо их церквей, которые были отданы под мечети или разрушены, турки отдали большой каменный дом (каменицу) в южной части города.
Он показана на медерите Киприана Томашевича под буквой V в виде двухэтажного дома с двухскатной крышей.



Перед юго-западным фасадом изображено широкое закрытое крыльцо с двумя окнами. Подземная часть этого здания сохранилась до наших дней в усадьбе по улице Госпитальной, 6.
Ещё в начале 20 столетия над каменной аркой усадьбы была армянская надпись, которую приводит А. Прусевич:
"Величию и помощью Божьей было мне спасение. Ованес дал построить это жилище армянской эры 1069".

Постройку здания датируют 1620 годом, приписывая его возведение богатому армянину Ованесу. Остатки дома сохранились в виде трёх подвальных помещений с хорошо сохранившимися сводами и распалубками. В 1960-80-х годах тут размещался цех по производству соков, поэтому ни одной из фресок, которые, скорее всего, здесь были, не сохранилось.


Во время осады и обстрела города в 1672 году некоторые храмы были разрушены. Среди них 5 православных русских церквей: 3 в каньоне — Св. Спаса, Св. Онуфрия и Крестовоздвиженская на Карвасарах., и 2 в верхнем городе —Успения Пресвятой Богородицы, возле башни Стефана Батория и Вознесения Господня на западном краю Армянского рынка.


Православные храмы на плане 1672 года.

R. Церковь Cв. Петра и Павла, прежде русская, а ныне отданная католиками для отправления богослужения
Z. Церковь русская Вознесения Господня
2. Церковь русская Св. Николая
3. Церковь русская пресв. Девы Марии (Успения Пресвятой Богородицы)
4. Церковь русская Св. Архангела Михаила
5. Церковь русская Спасителя в долине
6. Церковь русская Св. Онуфрия в долине
7. Церковь русская Рождества Христова в долине






8. Крестовоздвиженская церковь на Карвасарах.



Часть христианских храмов была разрушена в следствие фортификационной деятельности турок.
Нововозведённый на средства Софьи Потоцкой костёл девиц доминиканок рядом с башней Стефана Батория турки разрушили, а строение, известное как дворец Потоцких, перестроили в укрепление, которое называют "Турецкий бастион", "пушечный рондель", иногда "девичий рондель". По форме, однако, он не соответствует "ронделю" (круглому или подковообразному в плане укреплению), а представляет собой прямоугольный в плане бастион с казематами.


Дворец Потоцких на плане 1672 года.


Турецкий бастион на месте дворца Потоцких на гравюре 1794 года.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая находилась напротив бастиона, была разобрана на строительный материал.

Для этих же целей турками были разобраны недостроенный иезуитский костел и разрушенные строения кармелитского "кляштора на скельце", стоявшего за Армянским бастионом, в частности двухэтажная каменная вежа-каменица основательницы кляштора Кристины Чеклинской.

Костёл кармелитов, судя по тому, что он упоминается как мечеть проповедника, в то время ещё не был разрушен.

Камни из этих строений пошли на ремонт Замкового моста. В 1685 году турки надстроили поверх старых повреждённых арок новые, и обложили мост с двух сторон мощными стенами. Большой объем строительных работ стал причиной возникновения версии про сооружение моста именно в период турецкого владения городом, а мост получил название Турецкий.
Стены кармелитского кляштора были перестроены под бастион (белюард), который вместе с Армянским бастионом служил для обстрела Замкового моста.

Во время попытки Яна Собеского вернуть Каменец в 1687 году город снова получил разрушения. В своём дневнике Я.Собеский пишет:
"приехал Дюпон, который рассказал про разрушения: весь армянский рынок разрушенный, а польский с ратушей и храмами до половины, и сарай баши, и повредило доминиканский костёл".

Именно в это время, очевидно, были разрушены верхняя часть армянской звонницы и храм Св. Нигола.


Продолжение.



____________________________________________________________________________
Источник
О.Пламеницька. "Сакральна архітектура Кам'янця на Поділлі" — Кам'янець-Подільський: Абетка, 2005.

Tags: 1672, История, Храмы
Subscribe

Posts from This Journal “1672” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments