kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Дворцы Каменца-Подольского. Дворец Рациборовского


Дом коменданта крепости — Дворец Рациборовского.
Фото Ю. Боева.

Значительный след в архитектуре Каменца-Подольского оставило 18 столетие. Именно тогда осуществляется восстановление города после трагического периода его истории — захвата Каменца и части Подолья турками. В 1699 году выходом из города турецкой администрации и гарнизона завершилась 27-летняя оккупация, за время которой город постепенно приобрел заметные черты восточного характера. Турки перестроили католические и православные храмы в мечети, пристроили минарет в Кафедральному костелу, построили две бани, крытый базар, устроили турецкое кладбище с характерными мусульманскими надгробиями.


Одновременно была значительно разрушена жилая застройка города. Деревянные дома разобраны для отопления, много каменных сооружений разобрано и материал использован турками для ремонта оборонительных укреплений. После возврата города и края в состав Польши согласно Карловицкому мирному договору, начался новый строительный период, охвативший почти всё 18 столетие. В течение первых 15-20 лет идёт интенсивное восстановление жилых домов. Начиная с 20-х годов строятся общественные и культовые сооружения. Поскольку Польша пытается вернуть Каменцу его былое могущество, строятся также несколько новых оборонительных сооружений и проводится реконструкция уже существующих укреплений.

Таким образом в Каменце построено и реконструировано значительное количество сооружений, вследствие чего коренным образом изменился архитектурный облик города, приобретя явные черты стиля барокко, который имел большое влияние на европейские страны. Черты нового стиля сказались не только на пышных ансамблях культовых сооружений, но и на общественную и жилую застройку. В Каменце этот стиль имел некоторые своеобразные особенности.

Восстановление Каменца осуществлялась в рамках средневекового города, возникшего на полуострове площадью 120 гектаров, образованном течением реки Смотрич. Сама природа обусловила невозможность расширения города, окруженного глубоким каньоном реки и отвесными скалами. Главные площади и улицы Каменец меняются, но все восстановительные и строительные процессы возникают в традиционных рамках средневековых кварталов, имеющих неправильные очертания. В свое время они сформировались, приспосабливаясь к неровному рельефу полуострова. Многочисленные планы Каменца 17-18 веков дают представление о тесных и извилистых улочках, которые формировались в кварталы.

В жилой застройке Каменца 18 века представлены достаточно разнообразные типы городских усадеб. Это "хаты", "домики ", "дома", "дворики", "каменицы", "резиденции" и, наконец, "дворцы". Дворец занимал оосбое место в иерархии городских усадеб, отличаясь размерами и великолепием архитектурного решения. Этот тип усадьбы принадлежал, как правило, польской шляхте или высшим слоям русского и армянского населения города. Эта жилая постройка, лишенная оборонительных черт, имела совершенно светский характер.

Первые сведения о дворцах появляются в Описании города 1734 года. В описании упоминается дворец стольника коронного. Согласно Описанию города 1789 года, в конце 18 века в Каменце насчитывалось три дворца:
дворец коменданта, дворец Рациборовского и дворец каменецкого епископа. В Описании города 1798 -1800 гг. упоминается также дворец армянского епископа.

Литературные источники содержат сведения о дворцах русского епископа, турецкого наместника Галиль-паши, предводителя дворянства Каэтана Старжинского и Чарторыйского. В некоторых источниках дворцы выступают под термином "резиденция", то есть подчеркивается репрезентативный характер усадьбы.

До нашего времени сохранились четыре дворца:
Рациборовского — Армянская, 2А
Чарторыйских — Зарванская, 13
Католического епископа — Францисканская, 2
Армянского епископа — Иоанно-Предтеченская, 2


Все каменецкие дворцы, которые сохранились до нашего времени, представляют собой памятники архитектуры, выделяются интересной и сложной строительной историей, так как возводились на месте более ранних сооружений.
В южной части города, в так называемых армянских кварталах, недалеко друг от друга находились сразу три дворца. Это дворец коменданта на юго-восточном углу Армянского рынка, дворец армянского епископа на углу улиц Армянской и Иоанно-Предтеченской, дворец Рациборовского на Армянской улице. Дворцы находились в непосредственном соседстве с Армянским костелом Св. Николая (разрушен в 30-х годах 20 века). Их владельцы принадлежали к высшим слоям тогдашнего общества.

Планы города 18 века свидетельствуют, что современная Армянская улица, вливающаяся в Армянскую площадь с юга, была частью древней, более длинной улицы, которая в Описании города 1789 года называется "улица от ронделя за Тринитарами ". Она тянулась с запада на восток параллельно южной стороне армянского рынка к Армянскому костелу Св. Николая. Здесь она поворачивала на юг, значительно расширяясь перед костёлом, образуя небольшую площадь неправильных очертаний. Со всех сторон ее окружали усадьбы, принадлежавшие выдающимся лицам города.

На юге этой площади находился "дворик" летичевского подкомория Казимира Липинского (Армянская, 4), который возглавлял подольских сторонников польского короля Станислава Августа Понятовского. Напротив костёла Св. Николая была расположена усадьба, которая в Описании Каменца 1789 года названа дворцом Рациборовского.


Дом коменданта крепости - дворец Рациборовского на современной карте.


Яндекс

Рациборовские были известным благородным родом на Подолье.
Один из Рациборовских позже, уже в 19 веке, был маршалком шляхты Подольской губернии. На площадь возле костела с запада выходит также каменная ограда дворца коменданта, главный фасад которого был обращен на Армянский рынок. В этом же районе, к северу от Армянского костела с колокольней, находился дворец армянского епископа с садом, окруженным каменной оградой. Очевидно, участки в этой части города считались престижными и безопасными учитывая бурные события того времени.

В архитектуре старинных городов большое значение имело взаимное объединение площадей и улиц. Важно было достичь замкнутости уличных перспектив, в результате чего горожане чувствовали себя уютно на площадях и улицах города. Одним из приемов было замыкание улицы при выходе на площадь аркой. В Каменце в середине 18 века подобная арка была построена в северном конце Армянской улицы. Переброшеннная через улицу, она соединила дворец армянского епископа с дворцом коменданта крепости Яна де Витте, который стоял напротив, с западной стороны Армянской улицы. Этот прием, во-первых, позволил создать ансамбль зданий на южной стороне Армянского рынка, во-вторых, усилил эффект замкнутости и безветрия ансамбля, образованного Армянским костелём с маленькой площадью перед ним и усадьбами, расположенными вокруг.


Дворец Рациборовского.

Обходя усадьбу летичевского подкомория К. Липинского, обратимся к одной из самых интересных достопримечательностей южной части города — дворца Рациборовского, расположенного напротив Армянского костела. Современный адрес усадьбы — улица Армянская , 2-А

1



Участок, который занимает дворец с прилегающей к нему усадьбой, расположен на двух террасах с разницей отметок около двух метров. Террасы поддерживаются с юго -запада каменными подпорными стенами.


2. Подпорные стены усадьбы дворца Рациборовского



Усадьба состоит из трёх зданий, расположенных на верхней террасе, сада и окружена каменной оградой. Вход на территорию усадьбы находится с северо-восточной стороны, с Армянской улицы. Главное сооружение — двухэтажный дворец. Одноэтажный дом с мансардой стоит в глубине двора, одноэтажный флигель находится слева от входа, вдоль Тесного переулка.


3. Двор и одноэтажный дом с мансардой




4. Флигель усадьбы со стороны Тесного переулка




Некоторые исследователи считают, что строительная история этого дома уходит в 15 век. Он был построен армянами как двухкамерный, одноэтажный, прямоугольный в плане. В 16 веке частично перестроен и расширен, стал почти квадратным в плане. В 1672-1699 годах две террасы, на которых расположился усадебный двор, были укреплены мощными подпорными стенами.

В 1770 году дом реконструирован архитектором Яном де Витте, при этом надстроен второй этаж мансардной конструкции. В 1843 году перестроен: вместо мансардных помещений устроен второй этаж капитальной конструкции.

Ниже на почтовой открытке мы можем увидеть, как выглядело это здание на рубеже 19-20 веков.
В начале 19 века дворец принадлежал коменданту крепости генерал-лейтенанту графу Йозефу де Витте, сыну Яна де Витте.

5. Усадьба коменданта крепости с подпорными стенами. Слева дом турецкого наместника Галиль-Паши и тюрьма гарема.
Картина польского художника Казимежа Мирецкого (1830-1911). Фотопечать работы Михаила Грейма на почтовой открытке. 1904 год.




6. Здание в панораме города на фотографии Михаила Грейма 1870-х годов




7. Здание в панораме города на фотографии 1947-1953 годов.




8. Здание перед началом реконструкции на фотографии 1980-х годов.
Снимок из архива Юрия Адамчука




9. Флигель со стороны Тесного переулка на фотографии 1980-х годов.
Снимок из собрания Юрия Адамчука.


Сохранилась довольно большое количество чертежей 18-первой половины 19 века, которые дают представление об этой хорошо спланированной благородной усадьбе, которая вполне оправдывает термин "дворец ". Она окончательно сформировалась как дворец в 18 веке, когда был настроен второй этаж в виде мансарды, разбит сад регулярной планировки на двух террасах и устроены лестницы между ними, всё же архитектурный облик главного здания сохраняет выразительные черты Ренессанса.

Планы дома и помещений имеют четкую геометрическую форму. На юго-восточном и северо-западном фасадах сохранились белокаменные профилированные ренессансные наличники окон.

10. План дворца





На юго-восточном и северо-западном фасадах сохранились белокаменные профилированные ренессансные наличники окон. В интерьере 1-го этажа находятся два резных белокаменных портала, украшенные орнаментом растительного и мифологического характера, что присуще для эпохи Ренессанса. Потолок помещений первого этажа в 18 веке был украшен уже в новом стиле - барокко.


Дворец в 2006 году
Автор фото Дмитрий Бабюк

11.



12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.



Во время проведения реставрационных работ во дворце в конце 1980-х годов в комнате первого этажа, которая служила приёмным залом для офицеров, на потолке были обнаружены четыре лепных плафона, которые ранее многократно были забелены. Плафонные росписи представлены тремя отдельными вставками, четвертый плафон почти полностью утрачен.

На одном из наиболее сохранившихся плафонов, на серо-голубом фоне, изображена фантастическая фигура из античной мифологии — грифон черно-коричневого цвета, на котором сидит всадник в боевом шлеме. В левой руке всадника темно-синяя накидка. Голова грифона повёрнута к всаднику. Из открытого клюва грифона виднеется красный язык. Сам грифон стоит на коричнево-охристой земле, в углу изображена зеленая растительность. Туловище грифона с хвостом льва и ногами орла-грифона.

24.
Рацибор grufon

На следующем плафоне изображён купец в красном плаще. Он стоит на фоне бурного моря, руки его распростёрты. Часть изображения почти утрачена, в нижней части плафона изображена большая рыба, а в верхней корабль с алыми парусами.

25
Рацибор rozpus

Третий плафон сохранился фрагментарно. На нем изображен тёмнокожий человек, на ногах и на туловище которого наряды из разноцветного перьев. Человек обнимает левой рукой верблюда, а в правой держит поводья. На коричневой земле прослеживается растительность зеленого цвета.

26
рацибор dunozavr

Фрагменты живописи по своей тематике, стилю и художественным особенностям можно отнести к концу 18 века, периода воздействия классицизма в искусство. В это время потолки и стены дворцов украшали росписью, изображая отдельные фигуры или целые композиции на мифологическую тематику. С целью сохранения и реставрации росписей, они были сняты вместе со слоем штукатурки и перенесены на новую основу.

Работы по обследованию, переносу, реставрации живописи проводились Киевским межобластным специальным научно-реставрационным производственным отделением по реставрации произведений живописи с 1987 по 1990 годы. По результатам обследования плафонов было определено, что росписи выполнялись по известково-гипсовому наслоению с растительным клеем. Техническую реставрацию и перенос снятой живописи исполнял реставратор Полунин В.И. После проведения соответствующих работ плафоны были переданы в фонды НИАЗ "Каменец", где они хранятся до сих пор.


27. Дворец Рациборовского. Современная графика



На протяжении своего существования дворец Рациборовского сменил много владельцев. По описанию 1789 — это благородная усадьба Рациборовских, богатых подольских магнатов. Людвик Рациборовский, староста Червоногородский, был предводителем шляхты Подольской губернии. К 1802 году дворец принадлежал генерал-лейтенанту графу Йозефу де Витте, сыну Яна де Витте.

Во второй половине 19 века во дворце располагалась женская гимназия. С конца 19 века и до начала 20 века дворец находился в частном владении К. Камишанской, Файнгольд. С 1930-х по 1980-е годы на территории усадьбы действовали техникум иностранных языков, еврейская школа. После Второй мировой войны — детский сад.

Во второй половине 1980-х годов была проведена реставрация дворца.
Разобран второй этаж и восстановлена мансарда, которая существовала в 18 веке. Затем работы по реставрации были законсервированы. В 1994 году планировалось открыть здесь Польский дом, но позже усадьба была отдана под Украинский бизнес-клуб. Сейчас это частное владение.

28. Вид участка. Июнь 2015.
Фото Google




29. Вид сверху:
1. Дворец Рациборовского.
2. Дом подкомория Казимира Липинского, Армянская, 4.
3. Ограда усадьбы дворца губернатора.
4. Фундаменты армянского храма Св. Николая.
5. Колокольня армянского храма Св. Николая.




Дворец католического епископа.
Дворец армянского епископа.
Дворец Чарторыйских.


_____________________________________________________________________
Источники:
Розписи з інтер’єру пам’ятки архітектури ХУІІ-ХІХ ст.ст., житлового будинку по вул. Вірменська, 2А.
Г. Осетрова . "ПАЛАЦИ КАМ'ЯНЦЯ-ПОДІЛЬСЬКОГО У СВІТЛІ ІСТОРИЧНИХ МАТЕРІАЛІВ"
Государственный Реестр Национального культурного достояния (памятники градостроительства и архитектуры)
Путеводитель "Кам'янець-Подільський" 2003 г. Издательство "Центр Европы", Львов, 2003
Фотоснимки: Александр Волков.



Tags: Дворцы, Жилая застройка, Кам'янець-Подільський, Каменец-Подольский
Subscribe

Posts from This Journal “Дворцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments