kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Автобусная станция в 1950-х в Каменце-Подольском



Автобусы ЛАЗ-695 первых серий в конце 1950-х около автостанции на улице Котовского


21 мая 1945 года в УССР постановлением ЦК КП(б)У и СНК УССР было утверждено строительство во Львове автосборочного завода(ЛАЗ).
В 1949 г. на заводе начали изготавливать автомобильные фургоны, прицепы, автокраны и (опытная партия) электромобили.
Параллельно со строительством нового завода и освоением на нём производства прицепов и автокранов, шла организация конструкторского коллектива для производства автобусов под руководством В.В.Осепчугова. Первоначально на Львовском заводе планировалось производство ЗИС-155, но такая перспектива не устраивала молодой колектив КБ во главе с Виктором Васильевичем. По воспоминаниям первого директора ЛАЗа Б.П.Кашкадамова, Осепчугов буквально заразил молодых конструкторов, только что покинувших институтские аудитории, своей "автобусной болезнью".


Инициатива по созданию собственной модели автобуса на ЛАЗе была поддержена "в верхах" и для ЛАЗа были закуплены образцы самых современных европейских автобусов: Магирус, Неоплан, Мерседес. Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при его проектировании стала конструкция автобуса "Мерседес Бенц 321", а внешние стилистические решения были подсмотрены у автобуса "Магирус".

На львовском автобусе впервые в СССР была применена компоновка с продольным расположением двигателя сзади (ведущий конструктор Г.Нагорняк). В конструкции ЛАЗа впервые в отечественной практике была применена интегральная система с несущим основанием кузова (ведущий конструктор К.Атоян), где нижняя часть кузова сварена в виде фермы из прямоугольных труб и выполняет функции рамы. Наружная облицовка опытного автобуса была выполнена из дюралюминевых листов, которые крепились к каркасу кузова "электрозаклёпками" (точечной сваркой).

Опять же, впервые в СССР применили рессорно-пружинную подвеску с нелинейной характеристикой (ведущий конструктор И.Зацерковный). Её жёсткость практически не изменялась при росте нагрузки и автобус шёл одинаково ровно и пустой, и полностью загруженный.

Первый опытный образец автобуса "Львов" был изготовлен 12 февраля 1956 года в канун ХХ съезда КПСС, чуть позже ему был присвоен индекс ЛАЗ-695. Изначально на первом автобусе не было боковых молдингов и задняя дверь была двухстворчатой. Молдинги и четырехстворчатая дверь появились на автобусе в том же 1956 году в процессе доводки конструкции.
Число мест для сидения - 27, всего мест - 35. На автобусе был установлен двигатель ЗИЛ-158Л, максимальной мощностью 109 л.с.

Появились автобусы ЛАЗ-695 и в Каменце-Подольском. Они курсировали на городских маршрутах и по району и области.

Пригородные направления обслуживались на автобусной станции, которая расположилась в здании на углу улиц Котовского и Ленинградской.
В 1967 году на этом месте был построен большой универмаг "Юбилейный, а автостанция переехала на железнодорожный вокзал.
В 1968 году возле городского рынка на улице Чкалова открылся новый автовокзал.

В 1978 году в городе уже существовало 45 пригородных автобусных маршрутов.



1. На заднем плане перекрёсток Котовского и Ленинградской (сейчас Соборная и Леси Украинки)



2.



3. Группа молодых людей на фоне здания автобусной станции на улице Котовского




4. ЛАЗ-695 "Львiв"



Фотоснимки второй половины 1950-х из архива Нины Басистой

Информация о ЛАЗ 695


Снимки добавлены в статью Каменецкий автобус. История в фотографиях.

Tags: История, Транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “Транспорт” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments