kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Школа № 9 в Каменце-Подольском.


Здание школы № 9 со стороны Ленинградской улицы в 1950-е.
Автор фото Давид Ройзен


23 декабря 1935 года на территории бывшего цветочного хозяйства по улице Ленинградской (сейчас это улица Леси Украинки) началось строительство новой школы. Занятия в построенном трёхэтажном здании начались 12 декабря 1936 года. Первым директором школы был Александр Тихонович Шабалин.

Вскоре началась война. В помещении школы расположились эвакуированные из Черновицкой и Станиславской областей. С З0 июня 1941 года в здании школы развёрнут 597 полевой госпиталь. 3 июля 1941 года госпиталь был эвакуирован и 10 июля в город вошли фашисты. Начался самый страшный период в жизни каменчан - оккупация, которая длилась 2 года и 8 месяцев. С июля 1941 года по март 1944-го помещение школы было занято немецкой администрацией.
26 марта 1944 года в город вошли части Советской Армии.


1. Квартал, где будет построена школа, на карте 1928 года. Контуры будущей школы обозначены штриховкой.
Слева стадион пограничной школы усовершенствования офицерского состава. Открыт 5 июня 1928 года




2. Школа на современной карте.
1. Здание 1936 года (Лицей № 18). Улица Леси Украинки, дом 29
2. Здание 1987 года (НВК № 9). Улица Драгоманова, 12




Началось тяжелое послевоенное возрождение заведения, здание было в ужасном состоянии: разбитые окна, выведено из строя отопление, не было парт, стульев, учебников, тетрадей. Педагоги мыли, чистили, белили, красили, все мастерили собственноручно, чтобы подготовить школу к началу нового учебного года.

Коллектив учителей преодолевал большие трудности, это – Т.Я.Лабзина, А.С.Плевако, Е.Ф.Чернилевская, Д.З.Лернер, Ю.Т.Добровольский. З.Е.Евдокимова, Н.И.Арефьева, Г.С.Зеленкевич, Н.И.Корницкая, З.А.Олиневич, Н.Г.Перетяткевич. Завучем школы была Е.К.Лавинская. Опытный методист, она организовала в сложных условиях учебный процесс.

Директором школы стала Мария Владиславовна Гурская, энергичная и требовательная женщина.


Мария Владиславовна Гурская, директор с 1944 по 1951 гг.




1 сентября 1944 года "девятая" приняла 170 учеников, однако уже к концу первой четверти пришло столько детей, что их просто негде было разместить. И тогда отобрали всех мальчиков и перевели в отдельную мужскую школу № 8, а "девятая", соответственно, стала женской.

Работать и учиться в первые послевоенные годы было очень трудно: дети сидели на уроках в пальто, у них мерзли руки, застывали чернила. Писали на оберточной бумаге, в тетрадях, сшитых из газет. Многие ученики были истощены от голода и пережитого во время войны. Учительница Перетяткевич вспоминает, что в её 4-м классе было 57 учеников, и на всех - лишь один учебник по географии и два по арифметике. И при этом учились дети очень старательно, были дружны и помогали друг другу.

3.


С 1951 года школой руководила Татьяна Яковлевна Лабзина.
Школу заполнили молодые кадры: Т.Г.Федоренко, Т.Д.Корницкая, Л.А.Кавецкая, М.А.Жукова, З.И.Бабаева и другие. В коллективе работали участники войны: И.Б.Либман, Н.Л.Синица, А.Н.Королева, З.Т.Войтенко, М.П.Глозман, Н.И.Дудников, Л.Б.Пилатович. Коллектив работал с большой энергией целенаправленно. В воспитании учащихся особое место занимали художественное слово и тематические вечера.


4. Выпускной 10 класс школы № 9 в 1955 году.
В центре преподаватель Татьяна Дмитриевна Корницкая (Гусева)




С 1954-55 учебного года среднее образование вновь стало совместным, мальчики стали учиться вместе с девочками.


5. Выпускной 10-Б. 1956 год




С 1959 по 1973 год директором школы № 9 работала Людмила Борисовна Пилатович.
Во время Великой Отечественной войны она ― комсорг медсанбата. Награждена орденом Великой Отечественной войны, орденом «За мужество» и медалями. После войны Людмила Борисовна - старшая пионервожатая в школе №8. За отличную работу награждена грамотами и значком «Лучшему пионервожатому СССР».
Затем в течение 14 лет Пилатович Людмила Борисовна - директор средней школы №9.

Талантливый преподаватель русского языка и литературы, творческая и артистическая натура, умелый организатор и большой оптимист, честный и справедливый человек. Это учитель, который уважает личность ребенка и умеет донести свои знания детям, влюбить учеников в свой предмет, найти отклик на все хорошее, светлое в душах даже очень тяжелых детей.

6.


Людмила Борисовна ввела новую парадную форму для учеников 9 школы. Многие ученики с удовольствием вспоминают военно-спортивные игры, которые проходили в военной понтонной части. Чтобы в школе не было второй смены, Людмила Борисовна организует с помощью родителей и заводов-шефов строительство второго этажа здания младшей школы и также, чтобы дети имели хорошие условия для занятий спортом и внеклассной работы, строительство спортивного и актового залов школы.


7. Выпускной 10-А. 1969 год




Выпускной 10-А. 1971 год




Выпускной 10-А. 1973 год




Выпускной 10-А. 1974 год




8. В этом здание были спортивный и актовый залы. На первом этаже были трудовые мастерские. Преподаватель  трудового воспитания - М.П. Глозман




Этот период работы учебного заведения связан с именем ещё одной учительницы Лидии Алексеевны Кавецкой, которая преподавала историю и была талантливым организатором внеклассной работы.
На высоте в школе была и художественная самодеятельность, «девятая» всегда занимала призовые места на городских и областных смотрах. Руководила этим сама директор Л.Б. Пилатович и учительница Элиса Самуиловна Городницкая, которая создала музей боевой и трудовой славы.
Школа стала престижной, одной из лучших в городе и области. Из ее стен выпускались хорошие люди, прекрасные специалисты - врачи, учителя, офицеры, юристы, спортсмены, артисты. Проходят годы, меняются директора, завучи, учителя, ученики вырастают, сохраняя в памяти имена своих педагогов.

9.



*****
Рассказывает директор Людмила Борисовна Пилатович:
"В Каменец-Подольской школе № 9 я проработала с 57 по 73 год ― 16 лет. Пришла сюда с должности пионервожатой школы № 8 и учителя русского языка. Раньше директором там работала замечательный человек, заслуженная учительница Лабзина Татьяна Яковлевна, которая действительно жила и дышала только школой, и школа была действительно хорошая. Что надо было сделать, чтобы она стала еще лучше? Это требовало от коллектива учителей не только высококвалифицированных уроков, а и интересных внеклассных мероприятий, и расширение школьного помещения, поскольку работали в две смены.

В школе было немало энтузиастов: это и учительница истории Кавецкая Л.А., и заслуженная учительница СССР Плевако А.С., и парторг школы Федоренко Т.Г., и классный управляющий учитель рус. языка Городницкая Е.С.,и много других, позже Никифорук И.П. Нам нужно было позаботиться о расширении площади, ведь школа работала в две смены и в классах было до 42 учеников. Не было спортивного зала, актового также. Все эти проблемы мы доводили до родителей на собрании. Но главное, нам надо было к этой работе привлечь учащихся ,заинтересовать их, чтобы они почувствовали себя нужными и способными к действиям.

На одном собрании решили строить спортивный и актовый залы с помощью заводов-шефов и родителей и самих учащихся. Справились с этим за 4 месяца. Впоследствии тоже по решению родителей построили 2-й этаж над начальной школой, благодаря чему школа стала работать в одну смену. Далее построили теплицу.Все это хорошо, но это был практицизм, а нужна была еще и духовность. Наши учителя начали создавать музей. Учитель истории Кавецкая Л.А. создала в коридоре 2 этажа музей Ленина, где были настоящие письма Крупской и Стасовой, и много других экспонатов.
Э.С. Городницкая, учительница русского языка и хороший классный руководитель, часто возила свой класс на экскурсии. Они были в Сталинграде, на Курской дуге, а затем в Москве, где познакомились с генералом Горбатовым, который стал их лидером, и с его помощью они создали в своем классе музей Победы. Этот музей посещали все родители, гости и даже ученики других школ.

И в конце концов по инициативе учеников 10–Б класса был создан музей Н. Островского, где были письма его жены, его собрата Новикова, его врача по госпиталю в Сочи Леонтьевой. В этот музей на встречу с учениками приезжал Владимир Конкин – исполнитель роли Павки Корчагина. В школе проводился конкурс за звание «корчагинца», которое присваивали не только за высокие оценки, но и за активную внеклассную работу и высокие показатели в спорте".
*****

10. Вид на старое здание со стороны школьного двора





В 1967 году вводится новая должность в школах – организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Им становится Л.А.Кавецкая. В это время завучем школы работает А.В.Лепехина – образованный прекрасный методист.


В 1973 году директором школы назначена Тамара Григорьевна Федоренко.
Все её знали как эрудированного знатока украинского языка и литературы, хорошую хозяйку. Главным лозунгом в это время был: «Каждому уроку – высокое качество». Началась активная работа по оформлению учебных кабинетов: математического, украинского языка и литературы, истории и других. Значительное место занимает работа с молодыми кадрами (Т.И.Люткевич, С.К.Богун, Л.Ф.Гуменная, Н.В.Шевченко).

Большой размах приобретает экскурсионно-туристическая работа. Этот вид работы умело использует учитель и классный руководитель Э.С.Городницкая. Учащиеся школы побывали во многих городах страны, знакомились с их историей и достопримечательностями, встречались с ветеранами войны и труда. Накапливается ценный материал, который был использован в оформлении альбомов, залов боевой и трудовой славы, музея Н.Островского.

11.



Учительский коллектив в 1970-е




Особое слово следует сказать об учителях физкультуры, которые высоко несли свое звание: Е.П.Решетникова, В.Макаров, Б.А.Одинцов, В.И.Ларкин. Из всех спортивных соревнований школа выходила с хорошими результатами, а некоторые воспитанники пошли в большой спорт (например, В.Капличный – футболист с мировым именем).

12.



Учителя трудового воспитания Соловьев, Глозман, Дикарева знакомили учащихся с основами производства, развивали трудовые навыки, прививали любовь к труду. Ученики шли на производство и становились прекрасными специалистами.

Нужно отметить и преподавателей военного дела: В.М.Шалыгин, Саблин.
В.М. Шалыгина ученики уважительно называли "Батя".


10 класс. Выпуск 1981 года




13. Учительский коллектив в 1982 году.




14. 10-А класс. Выпуск 1982 года



15. 10-Б класс. Выпуск 1982 года



В первой половине 1980-х годов в школе № 9 настолько увеличилось количество учеников и все родители хотели учить детей в престижной школе, что и вторая смена и утроенное количество параллелей не смогли удовлетворить желающих. Посыпались просьбы о расширении школы. И государство пошло на встречу.
На одном из заседаний горисполкома было принято решение о строительстве в центре города новой школы. В то время строилась СОШ № 7, там уже имелся план школы-новостройки и 9-й школе предложили такой же план здания с целью экономии. Все учителя и ученики были рады: новая школа, новые возможности – конец тесноте!

Директор школы Т.Г.Федоренко объявила, что строительство новой школы – это настолько сложное дело, что справиться с этим может только мужчина. Он должен быть молодым, энергичным, который смог бы сделать то, что другим не под силу.
Начались поиски кандидатуры. И через некоторое время завгороно М.М.Дарманский представил молодого директора СШ № 4, который согласился стать нашим директором и возглавить строительство и коллектив 9-й.
Это был Алим Миронович Троян. в 1984 году его назначили директором школы № 9

Работы хватало всем. Будни были непростые. Разбирались склады, теплица, мастерские, выкорчевывали сад... Помогали старшеклассники, учителя. Школьный двор напоминал муравейник. И всегда там можно было увидеть нашего Алима Мироновича, который работал вместе со всеми. Так хотелось поскорее реализовать задуманное!
Школа была построена очень быстро. Новый учебный год можно было начать в ней, если поработать всем коллективом летом. Поэтому коллектив работал того года практически без отпусков. Доводили до ума вспомогательные помещения, классы, кабинеты. Помогали родители и ученики.

Алим Миронович Троян всех удивлял своей работоспособностью и спокойствием. Не было и дня, чтобы не возникало каких-то проблем: то с мебелью, то с оборудованием. Но все решалось быстро, и мы, учителя, даже не задумывались, как директор ухитряется это делать. Всегда опрятный, доброжелательный, он сплачивал наш большой коллектив и вносил новые идеи в школьную жизнь.
Все помнят наши концерты, когда на сцене выступал учительский хор, а солистом был директор школы. Уже став школой искусств, на академических концертах выступала большая часть учебного заведения, а за передовым опытом приезжали учителя и директора со всей Украины, в школу, где рисуют, танцуют, играют и поют. Все помогали Алиму Мироновичу воплотить его мечту в жизнь. «Наш Троян» за эти сложнейшие годы превратился в зрелого, опытного и всеми уважаемого директора учебно-воспитательного комплекса № 9.

16.


В 1987 году «девятая» отгуляла новоселье в своем новом здании, а в бывшем корпусе теперь находится городской лицей № 18.
Улица Леси Украинки, дом 29

17.




18.



Впрочем обновлением школы № 9 стало не только новое помещение. Алим Миронович мечтал сделать ее новаторской - школой-комплексом эстетического воспитания. Директор был убежден, что красота спасет мир и каждый ребенок по-своему талантлив, только нужно вовремя выявить этот талант и развить его.

По его замыслу, в общеобразовательном учреждении должна появиться еще и школа искусств, где дети с первого класса должны были бы играть на музыкальных инструментах, осваивать хореографию и изобразительное искусство. После семилетнего обучения искусству ученики получали бы государственное свидетельство об окончании школы искусств по одному из профилей.

Алим Миронович достиг своей цели:  школа стала первой в Украине. Под руководством директора были оборудованы 31 музыкальный класс, 5 хореографических залов, 6 студий изобразительного искусства, 8 кабинетов иностранного языка, 2 спортивных зала и тому подобное.

19.


Из стен «девятой» - теперь уже школы-комплекса эстетического воспитания - вышли талантливые хореографы, художники, артисты, музыканты. В частности, скрипачка симфонического оркестра Антонина Гурская, известный баритон Андрей Бондаренко, артист балета Украинского академического фольклорно-этнографического ансамбля «Калина» Александр Шумский, пианистка Маргарита Головко и многие другие.

Учёными стали: Е.Зальцгенлер, Ю.Лаптин, К.Пиенко, А.Соколов, А.Чижевская, М.Куприков, Н.Васильева, С.Ржавский, Л.Павлюк, Ц.Рудская, Т.Чайковская, И.Кротюк, С.Лук, С.Капастоянов и др.
Инженерами-рационализаторами и специалистами по обработке металла стали Г.Телятицкий, Б.Антипов,В.Гаврилюк, Л.Бондарь и др.
Искусству посвятили себя М.Гетман, Г.Макартинова, А.Соколова, Е.Ткаченко, Т.Евдокимова;
Известные юристы: Рудяк, Филонов, Еремеева;
Врачи: Г.И.Телик, Т.В.Григорьева.



К сожалению, 26 сентября 2009 года Алим Миронович Троян преждевременно ушёл из жизни, однако дело, которому он посвятил свою жизнь, процветает. Имя Алима Трояна теперь носит школа № 9 в новом здании, которую он построил и создал.

В настоящее время школа носит название:
Кам’янець-Подільський навчально-виховний комплекс № 9 імені А.М.Трояна у складі спеціалізованої загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів з поглибленим вивченням англійської мови та школи мистецтв Хмельницької області
Директор Наталия Викторовна Осадчук

Адрес: вул.Драгоманова, 12, Кам’янець-Подільський Хмельницької області


Источники:
80 РОКІВ ЮНОСТІ «ДЕВ’ЯТОЇ»
Сайт школы № 9
Архивные карты предоставил dmytro_babyuk



Tags: 9 школа, История, Новый план, Образование
Subscribe

Posts from This Journal “Образование” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments