kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Южная часть каньона реки Смотрич и церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Русских фольварках.







Точка съёмки




Цифрами на старом фотоснимке обозначены:

1.Укрепления Русских ворот
2. Казармы Станислава Завадского
3. Батарея Св. Андрея
4. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы





***
Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Схема развития культового строительства на Русских фольварках выглядит так:
Воскресенский монастырь — первая Воскресенская церковь — вторая Воскресенская церковь — третья Воскресенская церковь — деревянная Покровская церковь — каменная Покровская церковь, сохранившаяся до наших дней.

Самым слабым и наименне исследованным звеном в приведенной цепочке является первая.
В 1895 году, в освещении истории сооружений на Русских фольварках, Ефим Сецинский писал:
"Есть известие, что на Русских фольварках был в древности, еще при Кориатовичах или даже раньше, православный Воскресенский монастырь".

К вопросу Воскресенского монастыря обращались как краеведы 19 века — церковные историки Даниил Синицкий в статье "Каменецкий Свято-Троицкий первоклассный монастырь" (1868 г.) и Моисей Доронович в работе "Предградье Каменец- Подольского Русские фольварки до XIX века" (1883 г.), так и современные исследователи — доктор исторических наук Ярослав Дашкевич в статье "Каменец — еще раз" (1984 г.), архитектор Ольга Пламеницкая в книге "Христианские святыни Каменца на Подолье" (2001 г.).

Ольга Пламеницкая пишет:
"Есть свидетельства о том , что каменецкий Троицкий монастырь в конце XIV века получил земельный надел на монашеском поле, там, где была Воскресенская церковь. Моисей Доронович считал, что Воскресенская церковь, о которой говорилось в документе, была разрушена в 1395 году во время битвы под стенами Каменца великого князя литовского Витовта с удельным подольским князем Федором Кориатовичем.
Впоследствии, в 15 веке, при старосте и каштеляне Федоре Бучацком, на ее месте была построена новая деревянная Воскресенская церковь, просуществовавшая до 1672 года ".

Сецинский же переход от монастыря к церкви видел проще, без лишнего звена, и писал, что после закрытия монастыря "каменецкий староста Феодор Бучацкий в 1452 году устроил Воскресенскую приходскую церковь и дал ей землю с десятью крестьянами".

Последняя Воскресенская церковь, вторая в списке Сицинского и третья — в списках Доронович и Пламеницкой, была построена около 1730 года. Она просуществовала недолго - полвека. В 1783 году, вследствие её слишком скудного вида, было начато строительство новой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Эта церковь заложили 13 (24) июля 1783 года стараниям униатского официала, настоятеля каменецкой Николаевской церкви Андрея Ильяшевича , а освятили в 1785 году. Храм был деревянным, из елового дерева, однобанным.

23 февраля (6 марта) 1795 года деревянную Покровскую церковь, как униатскую, присоединили к православию, хотя настоятель ее Иоанн Сугак остался греко-католиком.
Просуществовала эта церковь до 1860 - х годов. Именно на смену ей и пришла нынешняя каменная церковь.



Вид на Покровскую церковь из каньона




Новый каменный храм заложили 6 (18) мая 1845 года.
Строительство проводилось под руководством епархиальных архитекторов Антона Автономовича Островского и Николая Онуфриевича Кулаковского. Параллельно они вели наблюдение и за возведением Георгиевской церкви на Польских фольварках, заложенной позже - 1 (13) сентября 1851 года.
Строили новую Покровскую церковь не на прежнем погосте, а на новом месте, выше и ближе к Новому плану.
Освящение Покровского храма состоялось 22 октября (3 ноября) 1861 года.


Храм в жилой застройке Русских фольварок на рубеже 19-20 веков





Архитекторы рассматривают Покровскую церковь как образец культового сооружения, построенный по типовому проекту в эклектичном стиле. Храм каменный, безстолпный. Алтарная часть прямоугольная.
С запада пристроена колокольня. Центральную часть церкви перекрыта куполом, на углах устроены декоративные главки. Главный вход в храм проходит с западной стороны через крыльцо и колокольню , перекрытую шатровой крышей. На северном и западном фасадах устроены два крыльца на столбах, перекрытые двускатной крышей с фронтоном. Фасады церкви декорированы прорезными ленточными рустами в штукатурке и филенчатыми небольшими нишами.


Вид на Покровский храм с городской ратуши





***
В годы советской власти Покровская церковь оставалась единственной действующей в Каменце-Подольском.
Дом моей бабушки находился прямо напротив храма, на кругу, где на конечной разворачивался автобус №2, по адресу Франко, 6А, и все детство и юность я провёл в этом месте. Дом не сохранился, вместо него выстроен трёхэтажный торговый центр.






В праздничные дни к церкви съезжалось много прихожан, из города и близлежащих сёл, в основном пожилого возраста, на площадке перед входом разворачивался небольшой базар, где прямо на земле на полотенцах и ковриках были разложены товары: глинянные свистульки, леденцы-петушки на палочках, иконки и крестики. Летом, при ночных богослужениях, прихожане располагались на ночлег прямо на земле в парке, между храмом и тропинкой над скалой, укутываясь в привезённые с собой одеяла и тёплую одежду.

Храм в 1970-е


Нам, пионерам и комсомольцам, ходить туда официально не запрещалось, но на уровне властей это не приветствовалось и в дни богослужений вокруг храма дежурила милиция. В ночь перед Пасхой везде стояли пикеты, а по телевизору старались транслировать музыкальные программы, чтобы удержать молодежь дома. В случае посещения нами церкви, сотрудники органов могли сообщить об этом по месту учёбы.

Запомнились богослужения 7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи. У нас его называли просто "Иванця". Всегда в эти дни было много людей и был большой базар. В храме освящали букеты из цветущей липы и воду.
Так как старушки не могли сами сорвать высокорастущие ветки липы, мы, русскофольварецкие пацаны, рвали их по деревьям и продавали по 10-15 копеек.
Ещё больше платили за букетики зверобоя, по 20-30 копеек. Но его было мало, он рос лишь над обрывами скалы и сбор его был очень опасен, особенно в сырую погоду.

Другим видом зароботка был набор воды из родника. Родник в овраге имел довольно крутые и скользкие берега и старушкам было трудно к нему подобраться. Мы набирали воду в принесённый ими банки и бутылки, за это нам давали по 3-5 копеек. Это были первые мои заработанные деньги.


Родник в парке недалеко от храма





Храм Покрова Пресвятой Богородицы осенью 2006 года
Автор Алла Жураковская






Храм весной 2016 года
Автор Алла Жураковская

















***
В настоящее время в церкви Покрова Пресвятой Богородицы проводятся богослужения Украинской Православной церкви Московского патриархата

_______________________________________________________________________
Источники:
Олег Будзей "Покровська, сестра Георгіївської"
Комарова Ольга, "Церква Покрови Пресвятої Богородиці", 09.05.2012


Tags: Кам'янець-Подільський, Каменец-Подольский, Прошлое и настоящее. Сравнение, Храмы
Subscribe

Posts from This Journal “Храмы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments