kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Фотосалон Михаила Грейма в Каменце-Подольском. 1871- 1911 годы.



Среди фотографических заведений Каменца-Подольского в 19 столетии особое место занимала мастерская Михаила Иосифовича Грейма.

Михаил Грейм (Michał Greim) родился 15 сентября 1828 года в г. Желехове Привислянского края Царства Польского в мещанской семье. Закончив школу, сначала работал в одной из типографий Варшавы. В 1848 году он сдал экзамен, получил диплом типографского наборщика и работал в типографии г. Люблин.

В 1852 году М.И. Грейм по приглашению Подольского вице-губернатора В.Ф. Пфеллера переезжает в Каменец –Подольский, получает должность старшего наборщика губернской типографии, а вскоре и возглавляет её в качестве директора.



Под влиянием своего близкого друга, известного польского писателя, историка, исследователя прошлого Подолья, доктора медицины Ю. Ролле, Грейм заинтересовался краеведением и художественной фотографией. К своему дому он пристроил небольшое ателье, закупил оборудование и, организовав литографию, с 1871 года начал выпускать открытки с видами Каменца и окружающих пейзажей.

В конце 1871 года он приобретает фотосалон Юзефа Кордыша и работает там под своим именем.
Его мастерская отличалась высоким уровнем художественного исполнения снимков, а Грейм славился как настоящий мастер и лучший фотограф.
С конца 19 столетия фотомастерская Грейма издавала фотоальбомы — “Каменец-Подольськ” в 1893 г., “Виды Каменец-Подольского” в 1901 г., путеводители, открытки про историко-архитектурные и культурные памятники Подолья.


Михаил Грейм в 1850-е



В целом М. Грейму принадлежит авторство 7 изданий пейзажей города над Смотричем. В 1903-1905 гг. он подарил 62 негатива и 62 снимка памятников и пейзажей Каменецкому епархиальному Древнехранилищу.
Грейм принимал участие в трёх выставках фотографий: во Львове в 1895 г., в Киеве 1897 г. и в Варшаве в 1900 г. На всех выставках его работы были удостены серебряных медалей.
Скончался М.И. Грейм на 83 году жизни 2 (15) января 1911 года и похоронен на Польско-фольварецком кладбище.


Михаил Грейм в 1880-е. Оборотная сторона фотокарточки М. Грейма




Некоторые работы Михаила Грейма:

Русские ворота




Губернаторская площадь




Новый мост




Замковый мост и городские ворота




После знакомства с портретами каменчан и рассказом о мастерах фотографии, мне стало интересно, как могло выглядеть типовое фотоателье того времени.

Ответ я нашел у знатока фотографического дела из Минска, bert_tran
Не имея практически никакой информации о Каменце и его мастерских, он по одной фотокарточке предположил, как могло выглядеть ателье, где она снималась.
Предположил и угадал!



***
Вот его исследование:
Оригинал взят у bert_tran в Тайна старой фотокарточки

В моём "семейном архиве" есть россыпь старых "визитных" фотокарточек конца 19 века. В ту пору обычным делом было дарить такие картинки близким людям или друзьям, "на добрую память", как тогда выражались. Карточки эти выполнены, судя по всему, способом контактной печати на альбуминовую бумагу с амбротипного стеклянного негатива. Такой способ позволял передавать мельчайшие детали изображения - при контактной печати нет рассеяния света, неизбежного для проекционного способа.
Фотоматериалы эти (и негатив, и позитив) благодаря особенностям технологии получались чрезвычайно мелкозернистыми. Отсюда их феноменальная разрешающая способность. Общее разрещение снимка ограничивалось, таким образом, только совершенством объектива съёмочной камеры.
Правда, и чувствительность таких материалов была крайне невысока. Это было неизбежной платой за высокое разрешение изображения.

Много раз я рассматривал эти картинки, пытаясь проникнуть во время, отразившееся на них. Каждый раз находились новые любопытные подробности: разрешение снимков действительно очень высокое и позволяет разглядеть многие интересные детали. Это при том, что сама фотография невелика - в среднем 60х90мм, (вместе с паспарту). Однажды обратил внимание, что в глазах портретируемых отражается свет, применявшийся для съёмки. Чаще всего этот свет боковой, от широкого окна, расположенного справа или слева от модели. Мягкое, пластичное освещение, позволяющее получить приятные портреты для любого типа лица.

А вот на этой фотографии свет довольно необычный, верхний.



Портрет, 1897, альбуминовая печать.
Фотография М.Г.Молчанова, г. Каменец-Подольск.


 



Присмотримся к портрету внимательнее. В павильоне явно имеется широкое наклонное потолочное окно, как было принято парижских студиях середины девятнадцатого века.




Об этом, кроме общего характера освещения, говорит и характерный треугольный блик в верхней части глаза модели.




Однако картинка, отражённая глазом, более подробна. Присмотритесь: кроме потолочного окна просматриваются и другие объекты. Например, слева заметен ещё один светлый блик: на стене павильона, видимо, имеется ещё и боковое окно.
Попробуем ещё немного увеличить картинку (первая была получена при максимальном разрешении доступного мне сканера).




Теперь заметно, что слева не просто окно, а вид павильона, уходящий в перспективу.
А если сделать чуть посветлее? Теоретически, в центре отражения должна находиться камера...



Готово! Она там и находится. А справа от камеры, при известной доле воображения, просматривается ещё один интересный объект... Силуэт фотографа?


***

Прочитав это необычное исследование, я открыл путеводитель с фотографией мастерской М. Грейма. Она располагалась по адресу Татарская улица, дом 16-18.
И увидел на ней точно такую же мастерскую, как в парижской студии у bert_tran, с наклонным стеклянным потолком и большими окнами!




Несмотря на то, что исследовался снимок из мастерской Г. Молчанова, а не М. Грейма, очевидно, что в то время существовал типовой стандарт для фотоателье. И все они оборудовались примерно одинаково.


Ещё о фотографии:
Портреты из городских фотоателье 1896-1899 гг.
Фотографы стародавнего Каменца

__________________________________________________________________________________
Источники:
Л.П.Озімовська "Поділля у творчості Міхала і Яна Греймів (друга половина XIX – початок XX ст.) ". — "Освіта, наука і культура на Поділлі. Том 18"

Туристичний путівник КАМ'ЯНЕЦЬ-ПОДІЛЬСЬКИЙ Пламеницька О., Ківільша Г., Осетрова Г., Данілов І., Папевська С. Львов. 2003 год.
Tags: kamianets-podilskyi, Известные личности, Кам'янець-Подільський, Каменец-Подольский, Михаил Грейм, Производство, Фотография
Subscribe

Posts from This Journal “Фотография” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments