kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Подробности строительства Новоплановского моста в Каменце-Подольском.



В средние века Каменец-Подольский, благодаря своему географическому расположению, играл важную роль города – крепости. Однако уже в первой половине 19 века, в связи с геополитическими изменениями и движением границ государства, город-крепость теряет свое оборонное значение. Главные метаморфозы происходят в социальной жизни города. В результате дальнейшего развития производства появляются новые ремесленные мастерские, переносятся места расположения рынков, торговля приобретает ещё большие обороты.

Наиболее весомым изменением становится увеличение количества жителей города. Стоит сказать, что численность населения достигала 260 человек на один гектар. Закованный отвесными скалами каньона и каменными стенами переполненный город страдает от нечистот и грязи, у жителей увеличивается потребность в питьевой воде.

Именно поэтому насущным вопросом становится расширение границ города и выход за границы полуострова и, соответственно, строительство нового моста. Последнюю точку в споре относительно разрастания города положил российский император Николай I, который с группой чиновников посетил Каменец-Подольский в 1842 году. Причиной визита был вопрос необходимости переноса губернского центра в Винницу или Брацлав, но облик исторического города и своеобразный природный ландшафт сыграли в пользу решения оставить губернский центр в Каменце-Подольском.

В том же году был разработан и "высочайше утвержденный" проектный план Каменца-Подольского, в котором предполагалось расширить границы города за счёт нового строительства на восточном берегу реки, где в то время находились огороды горожан, выпасался скот, а также располагались летние лагеря военного гарнизона.


С 1842 по 1856 годы проектные документы крутились в бюрократической машине между канцеляриями Министерства внутренних дел, Главного управления путей сообщения и публичных зданий и губернскими строительной и дорожной комиссиями. В этот период был разработан проектный план 1842 года на котором были указаны возможные места сооружения моста.

Первый вариант предусматривал соединить северо-западную часть Старого города возле Кушнирской (Семиэтажной) башни с пригородом Польские фольварки.
Более смелым по замыслу был второй вариант: сооружение моста в районе Троицкой площади и высокого восточного берега реки Смотрич с освоением и застройкой новых территорий.

В процессе проектирования моста были написаны тома документации, но до практического решения проблемы дело так и не продвигалось. Новым толчком судьбы в строительстве моста стала крымская война. С наступлением австро-венгерских войск и возможной оккупации города возникла необходимость в срочной эвакуации казначейства, исторического архива и других государственных учреждений, которая была осложнена расположением города.

В 1856 году губернский архитектор Николай Фёдорович Карчевский получил задание приступить к разработке проектной документации и сметы на постройку моста.
В 1857 году проект был утвержден Главным управлением путей сообщения и публичных зданий и направлен на согласование в Канцелярию Александра II.

В 1859 году объединённая Губернская строительная и дорожная комиссия дважды объявляла конкурс по проведению торгов на подряд строительство моста сметной стоимостью 71,2 тыс. рублей по проекту М.Ф. Карчевского. Но почти все подрядчики отказались участвовать в конкурсе, считая, что этой суммы средств недостаточно для возведения такой сложной постройки.

Вызвался взять подряд на работы с условием внесения изменений в проект только купец 2-й гильдии И.М. Аксельруд, который имел опыт ремонтных работ на Замковом мосту. Однако, в связи с отказом основных подрядчиков, Подольская Губернская строительная и дорожная комиссия пригласила в Каменец-Подольский инженера, штабс-капитана Кузьминского и поручила ему разработать более усовершенствованный проект. Отметим, что основным препятствием для выполнения работ, наряду с нехваткой средств, оставалась неопределенность с трассой будущего моста.

После тщательного обследования и изучения городского ландшафта Кузьминский разработал два проекта:
первый – мост с завершающими опоры каменными арками и водопроводом, который должен поставлять воду из источника Гунские крыницы в Старый город, и второй - с деревянной подкосной системой.
По подсчетам Кузьминского стоимость первого проекта составляла 133,8 тыс. руб., а второго - 99,3 тыс. руб.

Назначеный в 1862 году на должность губернского архитектора академик Александр Иванович Песке не согласился в с расчетами Кузьминского. Он указал на ряд негативных моментов в конструкции моста и завышенную цену проекта. А.И. Песке сам разработал и предложил для рассмотрения два новых проекта:
первый - двухъярусный мост с распорными арками, стоимостью 75,6 тыс. рублей и второй - с каменными арками стрельчатой формы, стоимостью 71,2 тыс. рублей.

Губернская строительная и дорожная комиссия рассмотрела все проекты моста и остановила свой выбор на проекте двухярусного моста, разработанного новым губернским архитектором. Все четыре проекта были направлены в Санкт-Петербург на рассмотрение 10 округа Главного управления путей сообщения и публичных сооружений.

После того, как в Санкт–Петербурге были рассмотрены все четыре проекта, лучшим тоже признали проект двухъярусного моста А.И. Песке. Но, учитывая, что и этот проект тоже имел недостатки, в него внесли коррективы, направленные на упрощение конструкций моста и „изъятия всего лишнего”.

Для ускорения строительства предполагалось продолжить подъезды к мосту со стороны Старого города, хотя это и приводило к увеличению земляных работ.

Вместо предусмотренной проектами Кузьминского и Песке цельной каменной кладки при строительстве опор управление внесло предложение стенки опор построить из местного камня-плитняка, середину "забутовать щебнем с чёрной землей”, а затем опоры облицевать обработанными каменными плитами твёрдых пород с выкладкой их на „мху”.
Также было предусмотрено увеличить количество речных опор и оснастить их ледорезами с металлическими рёбрами, а в скалистых берегах соорудить два прочных каменных быка. Не было утверждено предусмотренное проектом устройство водопровода. На строительство моста предполагалось потратить 72,6 тыс. рублей


Наконец, в 1864 году подписан контракт на строительство моста с купцом 2-й гильдии Ицком Аксельрудом, инженером стал капитан Яков Костенецкий.


Предварительные строительные работы начались 28 мая 1864 года и ограничивались, в основном, земляными работами и работой в карьере. Для этого использовался труд осуждённых на разные сроки исправительных работ (исправительное арестантское отделение находилось в Старой крепости). Для уменьшения транспортных расходов 1 июля 1864 года городская дума приняла постановление об отводе участков для карьера на левом берегу Смотрича у бывшего саде Витте, несколько севернее водопада, образуемого северным Гунским ручьем. Площадь составила 3 х 50 саженей . Карьер был устроен с условием, что при его разработке не будет допущено варварского разрушения скал каньона.

Во время земляных работ были обнаружены неточности в расчётах проекта. Оказалось, что материковые каменные породы залегают значительно глубже, чем предполагалось, а именно на глубине 9,24 м. против запланированных 2,84 м.

Также работа осложнялась отложениями на дне реки и её берегах, которые оказались смесью щебня, гальки, крупнозернистого песка и глины. Эта масса была настолько крепко спрессованна, что для рытья котлована использовали не только ломы и кирки, но и взрывчатку.

Официально строительство моста началось 12 июня 1864 года, когда в город приехал генерал-губернатор и верховное духовенство. Огромная толпа собралась у Архиерейской церкви и под выстрелы пушек и молитвенных песен крёстный ход спустился на дно каньона к заранее вырытому котловану, на дно которого опустили медную доску с выбитыми на ней именами генерал-губернатора, губернатора и епископа.

Почти сразу с началом строительных работ подрядчик Ицка Аксельруд обратился к Александру II с просьбой санкционировать увеличение ассигнований на строительство моста. Это будет далеко не последнее обращение Аксельруда к Канцелярии императора, канцеляриям Министерства внутренних дел, генерал-губернатора, губернатора с подобными просьбами.

По проекту мост планировали построить за 3 - 4 года, однако старинный город никак не хотел выходить за свои границы и создавал различные препятствия. Река Смотрич начала затапливать котлован и тем самым усложняла работу строителей. Инженеры даже хотели сделать плотину для ограничения поступления воды, но поскольку Смотрич оставался жизненно необходимой водной артерией и едва ли не единственным источником воды для многих жителей, дамба так и не была построена.

Для откачки воды из котлованов Аксельруд приобрел в Одессе паровой локомотив английского производства мощностью 20 лошадиных сил и винтовой насос, с помощью которого поднимали 250 ведер воды за минуту.



Несмотря на титанические усилия 475 строителей, включая 95 каменщиков и 20 резчиков камня, строительство продвигалось очень медленно. В конце 1866 года были вырыты лишь котлованы на левом берегу, а стоимость работ увеличилась почти вдвое и достигла 146,2 тыс. рублей.

С переходом на верховые работы сооружение моста немного ускорилось.
В начале 1868 года в Министерстве внутренних дел были рассмотрены и утверждены изменения к проекту, которые дали возможность удешевить работы и ускорить строительство моста.
В изменённом проекте предусматривалось заменить каменные арки на деревянную дубовую подкосную систему.
При этом надежды на удешевление работ не оправдались, а расчётная стоимость работ наоборот увеличилась: только строительные работы стоили 214,2 тыс. руб. Не удалось уложиться и в намеченный министерством срок завершения работ – 1871 год.


Эпизод строительства моста в 1868 году.




Возведение мостовых опор.






Фактически строительство моста было завершено лишь в конце 1873 года.
Новый мост имел чёткую и простую конструкцию: шесть опор - две речные, две береговые и две на скалах - поддерживали деревянную подкосную систему и перекрытия моста в виде балок и настила. Из дубовых брусьев были устроены перила, вдоль которых размещено 16 фонарей. Длина моста составила 136 м, а высота 38 м.


Вид на построенный мост с северо-востока.
Автор фото Михаил Грейм.




Вид на построенный мост с юго-востока.


Снимок предоставил Дмитрий Бабюк


Опоры были изготовлены из камня, добытого в карьере неподалеку от моста. Древесину для сооружения строительных лесов и срубов покупали в Австро-Венгрии, в Восточных Карпатах, а оттуда сплавляли по реке Днестр и уже из Жванца доставляли в Каменец-Подольский. Вся подкосная система была выполнена из пород крепкого дуба. Основой системы послужили брусья, которые одним концом упирались в гнезда опор, а на них были положены горизонтальные балки. При выполнении этих работ были использованы брусья общей протяженностью 4,5 км.

Настил проезжей части устроен из дубовых досок в два ряда: нижний толщиной в 3 дюйма, а верхний в 2,5 дюйма. При сооружении настила тротуаров также использовались дубовые доски толщиной 2,5 дюйма, которые также были выложены в два ряда. Из дубовых брусьев были устроены и поручни. Они состояли из вертикальных стоек, крестовин, поперечных брусьев и перекладин. Длина перил соответствовала длине моста -138 м.


Торжественное открытие моста состоялось 19 января 1874 года.

Прошли годы и подзабылись имена зодчих моста и события, связанные с его строительством, изменился и вид самой достопримечательности. Уже не одно поколение каменчан прошло по Новоплановскому мосту, вглядываясь в красоты города, а он все стоит и поражает своим величием и силой, как титан, объединяющий прошлое и будущее.

__________________________________________________________________________________________________

Источник:
"Міст довжиною в 150 років"
Анна Кулишова, заведующая отделом реставрации и реабилитации памятников НИАЗ "Каменец"




Новоплановский мост
Строительство Нового (Новоплановского) моста в 1868 году.



Tags: Общественная застройка
Subscribe

Posts from This Journal “Общественная застройка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments