kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Каменецкая стереофотография на рубеже 20 столетия.


Оригинал взят у dmytro_babyuk в Кам’янецька стереофотографія кінця XIX, початку ХХ ст.

В период с конца 19 и начала 20 веков в Каменце-Подольском был создан относительно небольшой ряд стереографических снимков с видами города и сценами повседневной жизни. В отличие от обычной фотографии, стереоснимок помогает нам лучше постичь пространство,

На сегодняшний день традиционная фотография имеет огромный арсенал различных технических методов передачи объёма, которые не могут сравниться с картинкой, которую видит человек с помощью органов зрения. Восприятие мозга и цифрового фотоаппарата отличаются, но объём и глубина изображения — вещи субъективные, поэтому можно создать картинку, которая будет казаться нам объёмной. Интересно, что стереография появилась раньше обычного фото, однако на момент создания никто не рассматривал её как перспективную, в отличие от обычной фотографии. Для лучшего понимания стереофотографий стоит копнуть глубже, до самых истоков.


Сразу же возникает вопрос: почему стереофотографии очень редко встречаются? Наверное потому, что в те времена их больше рассматривали как развлечение, а не как серьезную отрасль фотоискусства.

Греческое stereos означает "телесный", "объёмный". Объёмный звук в наши дни является общепринятым стандартом, но стереофотография или современная 3D фотография для многих остается лишь интересной забавой, позволяющей запомнить реальность примерно так же, какой её видит человек.

Стереофотография — это метод съемки, который предполагает наличие у камеры двух "глаз" вместо одного. Речь идет не обязательно о двух объективах. Основной параметр — кадры на пленке с необходимым смещением. Стереофотография не создает в реальности объёмного изображениа, а лишь позволяет провести хитрую подмену реального пространства на фотографию, особым образом снятую и подготовленную.

В 280 году до н.э. Евклид впервые обнаружил, что восприятие глубины пространства достигается именно потому, что каждый глаз видит немного отличные картинки одного и того же объекта. Вслед за ним эти способности описал в 1584 году Леонардо да Винчи, который посвятил особенностям зрительного восприятия несколько своих произведений. Теория стереоскопического восприятия была изложена в научной форме немецким оптиком и геометром Иоганном Кеплером в произведении "Диоптрика" (1611). Через два года иезуит Франсуа д’Агийон впервые использовал термин "стереоскопия".

Примерно в 1600 году итальянский художник Джованни Баттиста делла Порта написал первую стереокартину.

Джованни Баттиста делла Порта



В начале 17 века его опыт повторяет Джакопо Хименти да Эмполи, который использовал технику парных изображений. Через полтора века француз Буа-Клэр создавал объёмные изображения, используя метод растров. Успел попробовать себя в стереоскопических рисунках и русский писатель Лев Толстой.

Открытие стереофотографии связано с именем профессора Лондонского Королевского колледжа Чарльза Уитстона.

Чарльз Уитстон.



В 1833 году Уитстон создал зеркальный стереоскоп — прибор, позволяющий видеть объёмную картинку, используя пару рисунков со смещением. В 1838 году Уитстон делает доклад о вопросах получения объёмных изображений перед Королевским обществом в Лондоне. Доклад носил название "О некоторых поразительных и до сих пор не изученых явлениях бинокулярного видения"(On Some Remarkable and Hitherto Unobserved Phenomena of Binocular Vision). Почему Уитстон использовал в своем стереоскопе рисунки, а не фотографические изображения? Ответ прост: фотография была изобретена французом Дагером только спустя шесть лет после открытия Уитстонав 1839 году.

Первые фотоснимки, сделанные стереоскопическим методом, Уитстон представил общественности только в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне. Первый фотоаппарат с двумя объективами, предназначенный для создания стереопар, был создан в 1849 году шотландским учёным Дэвидом Брюстером, который, кроме того, является создателем простого стереоскопа без зеркал.

Дэвид Брюстер



В 1855 году француз Бернард создает первую зеркальную насадку для обычных фотокамер, что позволяло снимать стереопары. Чуть позже англичанин Барун усовершенствовал данную конструкцию.

Одним из первых, кто оценил потенциал стереофотографии, был английский репортер Роджер Фентон, который в 60 -е годы 19 века путешествовал по России и был автором серии снимков, посвященных русско-турецкой войне. В те же годы объёмной фотографией заинтересовался известный французский фотограф Антуан Клод, который открыл в 1851 году лондонский "Храм фотографии". По словам Клода, стереоскоп в дешевой и компактной форме создает модель всего, что существует в разных участках земного шара. Интересно, что именно Клод в 1853 году запатентовал метод получения стереофотографий.

Простейший стереоскоп


Стереофотография появилась практически одновременно с обычной фотографией. Однако потребовалась много лет, прежде чем она приобрела популярность. В начале 20 века стереофотография воспринималась как массовое развлечение, а не вид искусства. Пользовались популярностью аттракционы, основанные на стереоскопическом эффекте. Распространение получили ящики из стереографическими изображениями, на которых были запечатлены виды далеких стран, сделанные путешественниками, деревенские зарисовки и обнажённые натурщицы.

Не обошла стереофотография и Каменец-Подольский.
Ряд снимков удалось отыскать. Хотя их авторство точно неизвестно, можно предположить, что их сделал Михал Грейм в 1880-1890-х годах.
Существует фотография, которая сделана почти с той же точки, что и стереопара, в ту же пору года, о чем свидетельствуют почти идентичные очертания деревьев.

Фото Михаила Грейма






Анализируя отдельные детали, можно сделать вывод, что и стереопара, и фотографии были сделаны если не в одно и то же время, то с промежутком в один-два месяца. Знатоки сразу же узнают на фотографии почерк самого М. Грейма. Следовательно, скорее всего, он и является автором представленных стереопар. Правда, некоторые фотографии можно осторожно назвать экспериментальными, ведь объём больших панорамных фото воспринимается гораздо хуже, чем снимок с многофигурными композициями на переднем плане.

А теперь предлагаю перенестись во времени на столетие назад и взглянуть на наш город в трёхмерном виде. Для удобства представлены две галереи. Первая галерея в оригинальном виде, другая в анимированном.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.



Анимированные стереопары.

15. Триумфальная брама


16. Губернаторская площадь (Армянский рынок)


17. Вид на Новоплановский мост и Старый город


18. Звонница Кафедрального костёла (сейчас на этом месте построен отель)


19. Вид на Русские фольварки и Русскую браму


20. Интерьер Кафедрального костёла


21. Вид на Новоплановский мост и Старый город


22. Вид на Новоплановский мост и Старый город


23.
Вид на Новоплановский мост и Новый план


24.
Под Новоплановским мостом


25.
Вид на Старую крепость


26. Вид на крепостные казармы


27. Вид на Новоплановский мост


28. Ворота и костёл на кладбище на Негинском шоссе (не сохранились)



Tags: История, Фотография
Subscribe

Posts from This Journal “Фотография” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments