kamienec (kamienec) wrote,
kamienec
kamienec

Армянские хачкары в Каменце-Подольском.


Внешняя галерея армянского костёла Св. Николая.

Характерные памятники армянской средневековой и позднесредневековой культуры — хачкары, можно изучать не только в Армении, но и в Украине - на территории Национального историко-архитектурного заповедника "Каменец". Исторически Каменец-Подольский является многонациональным городом, в середине 14 в. состоялась самая многочисленная миграция армян в Подолья. Армянская община внесла значительный вклад в экономическую и культурную жизнь города.



Традиция резьбы по камню, которая имела глубокие национальные корни, была перенесена на далёкие украинские земли из древней столице Армении — Ани.
Хачкары (кресты-камни: "хач" — крест и "кар" — камень) — это искусство, которым прославились армяне ещё в 8 веке.

В виде стел их устанавливали на перекрёстках дорог для напутствия и оберега. С 11 века, когда классическая композиция хачкаров вполне сформировалась, они были наделены разнообразными функциями, преимущественно поминального, мемориального характера. Установкой хачкаров отмечались выдающиеся события в государственной, церковной и светской жизни, различные акты строительной и хозяйственной деятельности.

Хачкары устанавливали на постаменте (пьедестале) или вмуровывали в стену при строительстве храмов. Ими оформляли не только наружные стены, но и внутреннее пространство храмов. Их лицевая поверхность художественно оформлялась, изображая в центре крест, а вокруг него свободные места заполнялись резьбой различных символов. В ноябре 2010 года искусство создания хачкаров с формулировкой "Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты" было внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО как нематериальное культурное наследие человечества.

Первые свидетельства относительно каменецких хачкаров приводит армянский историк Степанос Рошка в своей "Хронологии", написанной в 1736-1739 годах, вспоминая о камне с крестом и датировкой 760 г. армянской эры и 1200 г. от Рождества Христова, который был вмурован в стену при входе в Николаевскую церковь. На сегодня этот хачкар не сохранился.

О другом хачкаре, который был также вмурован в стену Николаевской церкви, сообщает в 1915 году польский историк Александр Прусевич. На стене южного контрфорса церкви находится эта сохранившаяся плита из местного белого камня-известняка размером 20 х 27 см. На плите изображенё щит, в котором размещен окружённый цветами крест корсуньского типа. Углы щита украшены трилистниками. Под щитом размещен текст на армяно-кыпчакских языке - имя "Акоп" и дата "1544".


1. Хачкар из Николаевской церкви



Источник


Обломок бело-каменной плиты размером 30,5 – 41 х 70 см с изображением хачкаров сохранился на стене дома в усадьбе Кафедрального костёла Св. Апостолов Петра и Павла. В отличие от хачкара на Николаевской церкви, эта плита является материалом вторичного использования. На плите изображены три креста греческого типа и надпись слева на армянском языке. Изображение с левой стороны представляет вписанный в поле щита витой крест. Его перекладины трансформируются в плетеный орнамент, а нижнее плечо опирается на дугообразный пьедестал, символизирующий Голгофу, концы которого возвращены вверх и завершаются стилизованными побегами. Изображение с правой стороны также вписано в щит. Его крест опирается на ступенчатый пьедестал, а перекладины завершаются трилистниками. Под горизонтальными перекладинами находятся изображения малых крестов. Под правым хачкаром сохранилась верхняя часть меньшего из трёх хачкаров.
Исследуемая плита интересен ещё и тем, что надпись является, вероятно, посмертной эпитафией. Её текст выполнял не только смысловую роль, но и воспринимался как орнамент.


2. Хачкар из усадьбы Кафедрального костёла Св. Апостолов Петра и Павла.




В 2008 году во время проведения работ по консервации остатков армянского костёла Св. Николая, на северном фундаменте был найден белокаменный блок размерами 55 х 40 см с изображением трёх резных крестов. Композиция состоит из трёх щитов, в которые вписаны кресты: два щита сверху, а под ними по центру размещен третий щит, несколько меньший по размеру. Верхние кресты корсуньского типа опираются на пьедесталы и имеют двулопастные завершения на концах ветвей. Нижний крест поврежден.


3.Хачкар из армянского костёла Св.Николая





Во время работ по воссозданию утраченной исторической застройки по улице Пятницкая,10 была найдена мраморная, богато декорированная надмогильная плита-хачкар размерами 55 х 116 см. Она, вероятнее всего, относится к периоду 16-17 веков, когда искусство хачкаров достигло расцвета на территории Украины.

В нижней части плиты, по центру расположен росток, а по обе стороны от него — Деревья жизни — из чаш растут деревья со стилизованными розами на ветвях. Центральную часть хачкара занимает прямоугольник с изображением, которое значительно повреждено и не поддается расшифровке. Прямоугольник окружают стилизованные крылья, которые сходятся вверху возле небольшого креста. В верхней части хачкара размещён стилизованный крест с розеткой по центру и трилистниками по углам. Обрамлением внутреннего ажурного узора хачкара служит искусно выполненный по периметру растительный орнамент - волнообразные виноградные побеги. На боковых сторонах плиты вырезаны розетки и армянская надпись.

Особенностью данного хачкара является наличие разнообразных символов и знаков-оберегов: дерево жизни - олицетворение единства всего мира и вечности жизни; виноградная лоза - символ Христа и христианской веры, а также мира, плодородия и богатства; крылья - символ Святого Духа; розетки - солярный (солнечный) символ.

4. Хачкар, найденый на ул. Пятницкой, 10





2 июля 2005 года на пожертвования представителей армянской общины и жителей города на территории армянского костёла был установлен современный хачкар в память о трагической странице истории армянского народа — геноциде армян в Турции в 1915 году.

Художник, его создавший, пытался воссоздать художественные особенности древнеармянских хачкаров, в частности, их архаичного образца, найденный во время раскопок руин города Ани - древней столицы армян в 10 веке, и вместе с тем придать новый, современное звучание традиционной форме мемориального памятника.

На постаменте с датой установки и надписями на армянском и украинском языках установлена стела. Центральную часть стелы занимает щит, фон которого выполнен в виде шахматной доски. На этом фоне расположен крест латинского типа, концы ветвей которого раздваиваются и завершаются плетеными узлами. Середина креста заполнена ажурным узором. Из нижней части прорастают побеги и чашеобразно охватывают крест полупальметтами (растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева). Под крестом расположена розетка с плетёным контуром и заполнением в виде листьев аканта и надписью на армянском языке. Щит окружен ажурним плетёным орнаментом и изображениями цветов и листьев.


5.Современный хачкар, установленный на территории армянского костёла Св.Николая





Источник


____________________________________________________________________________

Анна Кулишова, зав. отделом реставрации и реабилитации памятников НИАЗ "Каменец"
"Виявлення та інвентаризація пам’яток декоративного мистецтва хачкарів - різьблення на камені на території НІАЗ "Кам’янець".


Tags: История, Храмы
Subscribe

Posts from This Journal “История” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments